Педагогический проект по развитию словесного творчества старших дошкольников в игровых ситуациях (на основе ТРИЗ)

Автор: Баринова Любовь Юрьевна
В становлении творческой личности, в которой нуждается современное общество, большое значение имеет словесное творчество, так как речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. В дошкольном возрасте наступает  новый этап освоения речи, особое внимание уделяется старшему дошкольному возрасту, так как именно в этом возрасте происходит появление социального «Я», которое требует коммуникативных умений взаимодействия с внешним миром, и способность отображать в слове свои интересы, потребности, раскрывать внутренний мир.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение развития словесного творчества для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в игровых ситуациях успешно поможет развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, словесное творчество. Ребенок, владеющий творческими способностями в области слова, легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания, поэтому наш проект считаем актуальным.

Проект программы рассчитан на 5 месяцев (январь-май). С частотой встреч 3 раз в месяц, продолжительностью 20-30 минут.

Целью проекта является развитие словесного творчества старших дошкольников посредством игровых ситуаций на основе ТРИЗ.

Задачи проекта: 
  1. Формировать способность выделять наиболее значимые моменты (детали) в проблеме или нестандартной ситуации, находить выход из неё; умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями; способность доказывать и обосновывать свое мнение; умение рассуждать и делать выводы.
  2. Развить творческую фантазию, внимательность и сообразительность; память, ассоциативное, абстрактное мышление; образность, связность, управляемость, беглость, гибкость, оригинальность мышления при фантазировании.
  3. Воспитать интерес к разрешению проблемных ситуаций, противоречий, творческой деятельности.
Методологические основы проекта.

Работа и отбор материала по развитию словесного творчества старших дошкольников посредством игровых ситуаций на основе ТРИЗ осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип систематичности и последовательности предполагает логический порядок развития словесного творчества.
Принцип доступности предполагает объяснение материала легким доступным языком.
Принцип развивающего обучения используется для активного развития детей, вызывает определенные творческие усилия, заставляет мыслить.

Принцип сотрудничества и сотворчества означает обязательное взаимодействие педагога и родителей, в процессе организации занятий.
Также при развитии словесного творчества применяются разнообразные методы и приемы обучения:
Ведущим является игровой метод, так как именно игра является ведущей деятельностью дошкольников и именно в игровых действиях  можно эффективно реализовать поставленные педагогические задачи.

Среди методов и приемов следует выделить наглядный, который является важными приемом получения и закрепления знаний у детей. Игры, проводимые с помощью картинок, различного показа, демонстрационного, раздаточного материала, способствуют развитию связанной речи, ее выразительности, обогащают словарь детей образными словами и выражениями, способствуют развитию памяти.
Наряду с наглядными методами обучения используются словесные методы: рассказ, беседа (монолог, диалог) с возможностью постоянной обратной связи.


Поощрение – прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание заниматься, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. 
Художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание ребят к занятию. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятий создает эмоциональный настрой, оживляет образ. 
Предполагаемым результатом проекта является повышение уровня развития словесного творчества старших дошкольников.

Тематическое планирование
МесяцТема ЦельКраткое описание деятельности детей 
Январь«Хорошо – плохо»Познакомить с позитивными и негативными сторонами предметов, явлений, развивать умение находить позитивные и негативные стороны предметов, явлений, а также находить позитивное в негативных ситуациях.-Анализ рисунков, объекты на которых изображены разных ситуациях, выбирают те, на которых объект играет положительную роль, объясняя свой выбор;
-обсуждение природных явлений, происходящих зимой, выявляя позитивные и негативные стороны;
-игра «Хорошо – плохо»   (холод – плохо, почему? Холод -  хорошо, почему? и т.д.)
- беседа о правилах поведения в лесу, делая вывод, что любая «плохая ситуация» может быть хороша для чего то другого.
«День рождения»Активизировать словарный запас; развить навыки сравнения; систематизировать представления о признаках объектов.-Поздравляют с днем рождения помощника воспитателя (называют признаки не только напрямую (добрая с красивыми глазами и др.), но и через сравнения (глаза как огонь и др.);
-говорят по цепочке друг другу комплименты;
-называют достоинства предметов на картине с помощью наводящих вопросов (Какой? На что похож?);
-составляют предложения- описания по картине (что изображено), далее «раскрашивают» предложения, называя слова-признаки, прилагательные;
-исполнение «Каравая», добавляя  и изображая дополнительные признаки («вот такой вкусноты, вот такой доброты»).
«Колобок и Еж»Обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.-Отгадывание загадки, с кем дружит Колобок;
-по признакам загаданного объекта (еж колючий, маленький, серый) составляют новую загадку (колючий, а не елка, круглый, а не Колобок и т.д.)
- игра «Колобок и Еж» (по команде «Еж» дети «колючки» расставляют пальцы в стороны, по команде «Колобок» пальцы сжимают в кулак;
-сравнивают по признакам (чем похожи и чем отличаются) Колобка и Ежа;
-сочинение как Колобок может стать колючим.
Февраль«Все наоборот»Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение.-В противовес воспитателю дети называют «наоборотные» слова («далеко – близко» и т.д);
-первая группа называет любые слова, отвечающий на вопрос «какой?», вторая называет антонимы, меняются местами;
-анализ стихотворения, где все наоборот,     разбор каждой строчки;
- придумывание собственных смешинок – «перевертышей»;
-игра «Послушай и сделай все наоборот». Воспитатель называет предложения «наоборот» дети «переводят и выполняют правильно («Ладошами хлопнуть в девочек», «стульчикам сесть на детей» ит.п.);
- на основе знакомой сказки («Три поросенка») дошкольники заменяют свойства героев («добрый волк и три жадных поросенка»).
«Уши, глаз, нос»Формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.-Рассматривание и изучение рисунка;
-отвечают на вопросы воспитателя по содержанию рисунка по памяти;
-рассматривание и изучение объектов другого сюжетного рисунка, анализирование действий всех объектов (что делает?);
-игра «Уши, глаз, нос»: по команде воспитателя дети дотрагиваются рукой до названной части тела;
-воображение: войти в картину и дотронуться до предметов, попробовать их на вкус, ощутить запахи;
-рисование по памяти картины (основные объекты с учетом их местоположения, цвета, размера).
«Магазин»Активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание, воображение, систематизировать знания о видах магазинов.-Обсуждение возможных причин опоздания помощника воспитателя.
-обсуждение «какие бывают магазины (специализированные, универсальные);
-придумывание специализированного магазина, которого еще не было («Все для бабушек»), рассуждение, что могло бы там продаваться;
-игра «Продавец – покупатель» (на слово «покупатель» дети показывают жест «Дай», на слово «продавец» жест «На».
-
Март«Сказки о животных»Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение, словарный запас.-Отгадывание сказочного животного путем перечисления;
-обсуждение схожих и различных черт животных;
-слушание и анализирование сказки (Р.Киплинга«Слоненок»), которая объясняет чем одни животные отличаются от других;
-придумывание своей сказки, объясняющую какую-либо особенность животного по схеме: давным-давно этой особенности не было, чем это было плохо?; как появилась эта особенность?; как изменилась жизнь, что стало хорошего?
«Ох уж эта картина»Развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; учить подбирать название картины, точно отражающее ее смысл с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.-анализ просьбы Чебурашки (анализ проблемной ситуации);
-игра «Подзорная труба» предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Нужно навести глазок подзорной трубы на объект, и назвать его;
-рассматривание картины, объяснения смысла на основе пословиц;
-игра «Да-нет»: с помощью вопросов устанавливают     местонахождение загаданного объекта, определяют характер выбранного объекта;
-составление рассказа по сюжету картины..
«Мороженое»Обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.-Чтения письма из Африки от мартышки, удава, попугая и слоненка (анализ проблемной ситуации)
-объяснение, выдвижение определений, что такое мороженое;
-обсуждение по вопросам: что плохого в мороженом? Что нужно делать, чтобы этого плохого не было? Какие бывают виды мороженого? Что будут делать с мороженым если останется во всем мире одна порция?
-придумывание новых видов мороженого;
-игра «А бывает и такое» (воспитатель называет различные виды мороженого и места, где оно может быть  (в том числе и нереальное), если такое бывает, дети подпрыгивают и хлопают в ладоши, если не бывает дети машут руками («протестуют»).
Апрель «Необычное в обычном» Познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой (метод фокальных объектов); развивать фантазию.-Игра «Да нетка» (отгадать предмет, задавая только те вопросы, на которые  можно ответить «да» или «нет»;
-называние признаков предметов из далеких друг от друга тематических групп (гвоздь, ботинок и т.д.);
-игра «Мальчики – девочки» (на слово «Мальчики» руки на пояс, на слово «Девочки» взяться за «юбочки»;
-придумывание новых игрушек для мальчиков (машинка), для девочек (кукла) используя метод фокальных объектов.
«Волшебная палочка»Развивать умение описывать объекты с другой точки зрения, развивать эмпатию, воображение, фантазию а также активизировать словарный запас.-Прочтение письма от волшебника;
-игра «заколдую – расколдую» (дети которые задеты «волшебной палочкой» становятся заколдованными (замирание на месте), расколдовать которых могут те, кто еще не заколдован;
-дети от лица оживленных предметов помощью «волшебной палочки» представляя, рассказывают, что эти предметы любят, чего хотят, чего бояться, с кем дружат.
«Великаны-крошки»Познакомить с приемом фантазирования «увеличение – уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.-Обсуждение признаков малых и больших объектов; фантазирование (если я был бы большим, «крошечным»);
-игра «Великаны – крошки» (По команде «Великаны!» дети идут на носочках с поднятыми руками, по команде «Крошки!» - передвигаются на корточках, руки на коленях);
-обсуждение сказки-задачи и придумывание окончания.
Май «Волшебные мешочки»Активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение, фантазию.-Игра «Да нет»;
- составление предложений по предметам, вытащенных из мешочков;
-выполнение команд, представляющие собой сочетания слов «руки», «ноги» и разных предлогов («руки под ногами» и т.д.);
-составление сочетания слов с самыми разнообразными предлогами («конь в машине, конь возле машины» и т.д);
-сочинение сказки по схеме.
«Ее величество рифма»Развивать умение подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуется, самостоятельно подбирать рифмованные слова, рифмованные строчки по заданному словосочетанию; знакомство  с моделью составления «лимерика».-демонстрация считалок по памяти;
-игра «подбери рифму» (при поднятой карточке, выбирается другая, подходящая по рифме (огурец – леденец);
-к названному слову воспитателя придумывают к нему рифмовки);
-сочинение собственного стишка по модели «лимерика».
«Поэт – великое дело»Развить умение создавать варианты рифмованных текстов, создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий; активизировать мышление.-Вспоминание сочиненного ранее лимерика;
-переделывание лимерика, используя новое начало: «Если бы…, но не…»;
-переделывание лимерика, с новыми словами зачина «Что было бы…, если бы..»;
-беседа о случаях, которые случались недавно;
-сочинение лимерика на основе рассказанного случая.
Подробное описание игровых ситуаций содержится в приложении       № 2.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Словесные игры в дет.саду. Пособие для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1997 – 95с.
2.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателей дет.сада – М.: Просвещение, 1981 – 80с.
3.Творческие задания «Золотого ключика» / Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук и др – Самара, 2001 – 108с.
4. Сидочук Т.А. Воображаем, размышляем, творим/Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006 – 201с.
В организации игровых ситуаций на основе ТРИЗ помогут методические рекомендации, разработанные в следующей части нашей работы.

 Приложение 1
Описание игровых ситуаций на основе ТРИЗ
 «Хорошо – плохо»
Цель: познакомить с позитивными и негативными сторонами предметов, явлений, развивать умение находить позитивные и негативные стороны предметов, явлений, а также находить позитивное в негативных ситуациях.

На рисунках – объекты в разных ситуациях: костер в комнате и костер под котелком; кисточка, рисующая в альбоме, и кисточка, пачкающая одежду; мороженое в школьном портфеле и мороженое в стаканчике. Воспитатель просит выбрать те картинки, на которых объект играет положительную роль, объясняя свой выбор.

Воспитатель: «Сегодня к нам в гости пришел Зайчонок. Он готовится к зиме и решил поговорить с вами про нее».
Взрослый помогает детям рассказать Зайчонку, какие природные явления бывают только зимой.
В.: Зайчонок спрашивает: зима – это хорошо или плохо? Давайте с ним поиграем в игру «Хорошо - плохо»!
В.: Холод – это плохо. Почему? (Д.:Мерзнут люди, звери и растения, много одежды нужно, нет цветов, нельзя купаться).
В.: Но холод – это хорошо! Почему? (Снег и лед не тают, интересные сосульки образуются, холодильник для мороженого не нужен).
В.: Лед – это плохо. Почему? (Скользко ходить, машинам скользко ездить).
В.: Но лед – это хорошо! Почему? (Можно на коньках кататься, через речку без моста переходить).
В.: Снег – это плохо. Почему? (Надо дорожки чистить, от него одежда мокрая, в глаза летит и пр.)
В.: Но снег – это очень хорошо. Почему? (Красиво, земля и растения от холода укрыты, можно лепить снеговиков…)
Дети с помощью взрослого делают вывод, что в любой ситуации есть хорошие и плохие стороны.
Воспитатель напоминает о правилах поведения в лесу, ведь мы там гости и можем нечаянно навредить его обитателям. Беседа проводится по схеме:
– Что плохого делать в лесу? (Дети называют «плохое» поведение.)
– А где это... («плохое» поведение) может быть хорошим, подходящим? (Дети называют альтернативную ситуацию, где такое поведение было бы уместным.)
Например:
Д.: Плохо громко кричать, испугаешь зверей. – Громко кричать хорошо, если спасаешься, видишь пожар или поешь песню вместе с друзьями.
Д.: Плохо поджигать траву или деревья, будет пожар. – Жечь костер хорошо, когда выбрал место и следишь за огнем.
Д.: Плохо рвать цветы. – Хорошо делать это у себя на огороде.
Дети с помощью взрослого делают вывод, что любая «плохая» ситуация может быть хороша для чего - то другого.

 
 «День рождения»
Цель: активизировать словарный запас; развить навыки сравнения; систематизировать представления о признаках объектов.
Материал:  картина с сюжетным изображением 
В группу неожиданно, в процессе режимных моментов, входит помощник воспитателя (далее ПВ) очень нарядный, украшенный (в руках воздушный шарик, на голове праздничный колпак).
В: Ребята, посмотрите какая сегодня красивая (имя, отчество)! У тебя какой-то праздник?
ПВ: Да, у меня сегодня День рождения!
В: Ой, а мы не знали! Что же мы с ребятами можем тебе подарить?
ПВ: Можно, вы обо мне будете разные хорошие слова говорить?
В: Конечно можно! Ребята, (имя, отчество) хочет, чтобы мы ей подарили много комплиментов, хороших слов!
Дети называют разные достоинства ПВ, желательно, чтобы признаки назывались не только напрямую (добрая, с красивыми глазами и др.), но и через сравнения (глаза как огонь, умная как компьютер и др.). 
ПВ: Спасибо, мне очень приятно. А друг другу вы умеете делать комплименты?
Дети по цепочке говорят друг другу комплименты.
В: (имя, отчество) мы тебе подарим замечательную картину в подарок!
ПВ: Спасибо. А можно, чтобы вы и предметам на картине тоже сказали комплименты?
В: Это нелегко, но мы попробуем. Только давай, чтобы ребята называли не только достоинства разных предметов, но и любые другие признаки.
ПВ: Хорошо.
ПВ показывает различные объекты на картине и задает вопросы: Какой? И на что похож? Дети отвечают. Упражнение можно провести в виде соревнования.
Далее В. предлагает придумать предложения по картине. Первой вызывается ПВ, которая называет несколько предложений, но без прилагательных (Мальчик идет по улице, Котенок играет со щенком на крыльце и др.)
В: Твои предложения правильные, но они похожи на черно- белые рисунки.
ПВ: Разве предложения можно раскрашивать?
В: Конечно, можно. Только не красками, а словами. Вот закрой глаза с ребятами и повтори свои предложения: ты можешь ответить, какой именно это был мальчик, какая была улица, какими был котенок и щенок? А вы ребята?
ВП: Нет, не получается. (ответы детей)
В: Если я тебе помогу и скажу, что мальчик был маленький, светловолосый, в зеленом костюме…
ПВ: Теперь получается! (ответы детей)
В: Я назвала признаки, описала, каким был мальчик. Слова- признаки как бы раскрашивают нашу речь. Попробуем теперь вместе с ребятами придумать предложения с признаками.
Воспитатель может называть предложения без прилагательных, дети должны их «раскрасить», фантазируя.
В: молодцы!
В: Ребята, давайте теперь нашему имениннику споем «Каравай»
Дети становятся в круг. В центре помещается ПВ. В.вместе с детьми поют «Каравай», но кроме слов «вот такой ширины, вот такой высоты» и др., нужно добавлять и изображать и дополнительные признаки: « вот такой красоты, вот такой легкоты, вот такой вкусноты, вот такой доброты и т.п.
ВП благодарит за подарок, приятное времяпрепровождение. Прощается. 

 «Колобок и Еж»
Цель: обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.
Материал: рисунки Колобка и Ежика.
Воспитатель начинает диалог с детьми просьбой о помощи.
В: Ребята, посмотрите! (показывает рисунок Колобка), нужно угадать с кем дружит Колобок:
«Этот зверь вам всем знаком, ест мышей, пьет молоко! Но на кошку не похож, этот зверь – колючий».
(Дети угадывают)
В: Еж! Верно. (показывает рисунок с ежом) Что вы узнали про ежика из загадки?
Давайте попробуем сами сочинить загадку. Ежик – какой? (Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый...)
Что еще, кроме ежика, бывает колючим (круглым, маленьким, серым...)? Получается загадка: (например) «Колючий, а не елка; круглый, а не колобок; маленький, а не муравей; серый, а не волк».
Поздравляю, эту загадку мы с вами придумали сами, ее никто раньше не знал. 
В: А давайте, попробуем с вами побыть колючими и гладкими как Колобок и Еж. По команде «Колючий!» (или «Ежик!») дети («колючки») расставляют пальцы в стороны, по команде «Не колючий!» (или «Гладкий!», или «Колобок!») пальцы сжимают в кулак.
Темп и последовательность команд произвольные.
В: Ребята, как вы думайте, почему Колобок дружит с Ежиком?
Чем они похожи и чем различаются?
Однажды Ежик говорит Колобку: «Вот если бы и ты был колючим, тебе тоже в лесу некого бояться было бы». А как Колобок может стать колючим? Например: Покатался Колобок под елками, иголки прилипли – и стал как Ежик и вместе покатились. А навстречу семейка зайчат: все хотят с Колобком поздороваться. Он иголки быстро стряхнул – и прыг на руки! А Ежика все боятся трогать – уколоться можно. А как все же можно его погладить?
Подведение итогов.

«Все наоборот»
         Цель: познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение.
Возможен необычный диалог воспитателя, настраивающий детей на то, что все будет «наоборот». Например, воспитатель говорит о противоположной погоде, предлагает детям лечь в кровати и т. п.
В.: Ребята, а ведь интересно и необычно когда все наоборот, и в то же время сложно. Давайте попробуем! Вначале потренируемся называть «наоборотные» слова.
Скажу я слово «далеко», вы скажете мне «близко»,
Скажу я слово «высоко», а вы ответьте «низко».
Скажу я слово «потолок», что скажете вы?
Скажу я слово «потерял», вы скажете?
Затем воспитатель делит детей на две группы: первая группа называет любые слова, отвечающие на вопрос «какой?», а вторая должна называть антонимы. Затем группы меняются местами.
Далее Воспитатель рассказывает стихотворение:
Ехала деревня мимо мужика,
Глядь – из - под собаки лают ворота. 
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
(предполагаемая реакция детей – смех). Воспитатель  читает стихотворение еще раз, затем просит «перевести» каждую строчку, сказать, как надо говорить.
Анализируется, в каком случае было смешнее и почему, как «устроены» смешные предложения.
Воспитатель предлагает детям самим придумать смешинки - «перевертыши», используя прием «наоборот».
Игра «Послушай и сделай все наоборот».
Воспитатель называет различные предложения «наоборот», дети должны их «перевести» и выполнить задание правильно. Например: «Ладошам хлопнуть в девочек», «Ковру встать на мальчиков», «Стульчикам сесть на детей» и т. п.
Далее воспитатель предлагает вспомнить несколько знакомых сказок и попробовать заменить свойства героев на противоположные, а затем рассказать сюжет новой сказки. Например: «Добрый волк и три жадных поросенка, которые за ним гоняются...», «Злая Красная Шапочка и ее бабушка Атаманша не дают покоя никому в лесу...», «Голодный Колобок захотел всех съесть...».
Несколько сказок желательно проговорить на уровне сюжета, а одну попробовать рассказать подробно.
Воспитатель предлагает высказать свое мнение о том, хорошо, ли чтобы было все наоборот? Или можно запутаться?

 «Уши, глаз, нос»
Цель: формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.
Материал: рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.
В группу (по просьбе воспитателя) приносят рисунок, объясняя, что его нашли у двери группы. Воспитатель привлекает и обращает внимание детей к рисунку.
В: Ребята, у нашей двери нашли рисунок, никто из вас не терял?
(ответы детей)
В: ничего страшного, обязательно найдется хозяин!
В: Интересно, что на нем изображено. (какой либо объект)
Предлагает внимательно на него посмотреть и все запомнить. Затем рисунок убирается, и дети должны ответить на вопросы по его содержанию. Например, нарисована кукла. Могут быть заданы вопросы (используются вопросы с ловушками): Какого цвета волосы? На логах носки или гольфы? Какое было платье – синее или зеленое (а оно красное) ? С какой стороны карман (а кармана вообще не было). и др.
Желательно, чтобы воспитатель фиксировал количество вопросов и правильных ответов на них.
На обратной стороне рисунка изображен сюжетный рисунок. Воспитатель вывешивает картину с произвольным сюжетом. 
В: Ребята, а здесь что мы видим?
Дети называют все изображенные на ней объекты. После этого можно проанализировать, из каких частей они состоят. Затем предлагается ответить на вопрос «что делает?» применительно к каждому объекту (желательно называть не одно действие, а несколько, например «дерево» не только «стоит», но и «растет», «наклоняется», «тянется к солнцу», «дает тень» и др.).
Игра «Уши, глаз, нос».
Воспитатель в произвольном порядке называет части тела, «отвечающие» за органы чувств: уши, глаза, нос, руки, язык.
Дети дотрагиваются до названной части  тела.
Воспитатель может «сбивать» детей, показывая неправиль­ные варианты.
Игру можно провести в кругу на выбывание.
В.: В игре назывались разные части тела. Зачем они нужны? Зачем нужны глаза (уши, язык, руки, нос)?
В.: Когда мы с вами называли, что есть на картине, мы говорили только о том, что можно увидеть. Но ведь человек может еще и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи... Представьте себе, что вы очутились на этой картине. Какие звуки вы бы услышали? Какие запахи бы почувствовали? Если бы вы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли сказать? Что на картине можно «по­пробовать»? Какой у этого вкус?
Воспитатель убирает картину и предлагает ее по памяти нарисовать (основные объекты с учетом их местоположения, цвета, размеров).
По окончании рисования желательно сделать выставку и сравнить картину с детскими работами. В конце делается вывод о том, кто самый наблюдательный в группе. («Художественные достоинства» картин не оцениваются).

 «Магазин»
Цель: активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание, воображение, систематизировать знания о видах магазинов.
Воспитатель, привлекая внимание, поднимая вопрос об отсутствии помощника воспитателя (имя отчество).
В: Ребята, а где у нас (имя, отчество)? Странно, она давно уже должна была прийти! Может, что случилось…
Входит ПВ.
В: Что случилось? Где ты была так долго?
ПВ: задержалась…
В: где?
ПВ: Попробуйте сами отгадать!
Дети задают разные вопросы, отгадка «была в магазине». После чего проводится краткое обсуждение, по каким причинам можно было задержаться в магазине.
В.: Да, лучше, наверное, в магазин не ходить, там столько всяких неприятностей может быть...
ПВ: Лучше, чтоб вообще магазинов не было!
В.: Как же без магазинов?
ПВ.: Легко и просто! Все, что предназначено для еды, можно самим выращивать на огороде. Кроме того, люди сами могут шить себе одежду, делать мебель...
В.: Но ведь есть много вещей, которые люди самостоятельно не смогут сделать: телевизор, машину, холодильник... (Дети дополняют.)
ПВ.: Такими вещами можно меняться. У всех есть много друзей: мы им будем давать то, что не надо нам, а они – нам!
В.: Ребята, а как по-вашему, нужны магазины или нет? Лучше или хуже будет, если магазинов не станет?
В конце вывод по схеме: «В магазине есть и плохое и хорошее. Хорошо то, что ..., плохо то, что ...».
Обсуждение: какие бывают магазины?
Примерные вопросы к беседе:
Какие магазины дети знают?
Зачем нужны специализированные и универсальные магазины?
Если были бы только специализированные магазины: что в этом хорошего, что плохого?
Если были бы только универсальные магазины: что в этом хорошего, что плохого?
В: придумаем специализированный магазин, которого еще не было. Например: «Все для бабушек», или «Все для ленивых», или «Все для любителей ходить по лужам». Что могло бы продаваться в этих магазинах?
(рассуждения детей)
В.: В магазине есть покупатели, которые хотят что-то купить, им что-то надо, т. е. они как бы говорят: «Дай!», а продавцы, которые что-то продают, отдают, как бы говорят: «На!»
Игра «продавец – покупатель»: на слово «покупатель» дети показывают жест «Дай!», на слово «продавец» - жест «На!».
Воспитатель может использовать и другие слова с тем же значением: «купить», «попросить», «взять», «продать», «предложить» и др.
Подведение итогов.

 «Сказки о животных»
Цель: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение, словарный запас.
Воспитатель привлекает внимание детей, начиная диалог:
В: Мне интересно, сможете ли угадать сказочного животного, которого я загадала? 
(дети предлагают варианты, задают вопросы)
возможные герои сказок: крокодил Гена, черепаха Тортилла, Серый Волк («Красная шапочка»), мышка-норушка («Теремок») и др.
В конце желательно в виде игры с мячом провести обсуждение: 
В: Каких еще сказочных героев-животных вы знаете? Чем сказочные животные отличаются от настоящих? 
В.: Все звери имеют много общего: у них четыре лапы, хвост, туловище, голова... Но каждый зверь чем-то отличается от других: у всех зверей уши короткие, а у зайца – длинные  медведь большой, а хвост у него совсем маленький; у жирафа длинная шея, а у слона длинный нос - называется хобот; у зебры шкура полосатая, а у ежика - «колючая» и т. д.
Воспитатель может предложить детям назвать свои примеры отличительных особенностей различных животных.
В.: вы называли сказки про животных, но есть такие сказки, которые объясняют, чем одни животные отличаются от других; например, почему у слона такой нос, почему у медведя короткий хвост, отчего у верблюда горб? и др.
Воспитатель в качестве примера кратко пересказывает сказку Р.Киплинга «Слоненок».
«Раньше у слонов никакого хобота не было. Был только нос, вроде как лепешка, величиной с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но никуда не годился: ведь им ничего нельзя было сделать.
В это самое время жил-был один Слоненок, он был малень­кий, но очень любопытный. Он ко всем в Африке приставал с расспросами. Но чаще всего ему доставались тумаки, а не ответы, потому что он всем надоел своими вопросами.
А в одно прекрасное утро он вдруг спросил:
-        Что кушает на обед крокодил?
Все звери громко закричали, чтобы он замолчал и стали его колотить. Но и это не отбило у него любопытство, тогда ему сказали:
-Ступай на берег реки Лимпопо, и там ты все узнаешь. 
И Слоненок пошел. А до этой минуты он никогда не видел крокодила и даже не знал, как он выглядит.
Когда он подошел к берегу мутной реки Лимпопо, то увидел на берегу какое-то бревно.
Извините, а вы не знаете, где живет Крокодил?
Зачем он тебе? – ответило бревно (на самом деле это и
 был Крокодил).
Я хочу у него спросить, что ест крокодил на обед.
Крокодил - это я. А если ты хочешь узнать, что у меня
 на обед, подойди ко мне поближе, я шепну тебе на ухо...
Слоненок нагнул голову близко-близко к зубатой, клыкастой крокодиловой пасти, и крокодил схватил его за маленький носик:
«Мне кажется, что сегодня на обед у меня будет Слоненок». Слоненку это очень не понравилось, и он закричал:
«Пустите, пожалуйста, мне очень больно!»
Но крокодил продолжал тянуть, и Слоненку, чтобы удер­жаться на берегу, пришлось сесть на задние ножки и тянуть нос назад. Он тянул, тянул, и нос у него начал вытягиваться. А крокодил бил хвостом по воде и тоже тянул, тянул, и чем боль­ше он тянул, тем длиннее вытягивался нос у Слоненка...
Но Слоненок оказался сильнее, и крокодил в конце концов отпустил нос, который уже был вытянут почти до самой земли...
Вы, конечно, догадались, что крокодил вытянул Слоненку нос в самый настоящий хобот – точь-в-точь такой, какие имеются у всех слонов.
Сначала Слоненку новый нос ужасно не понравился, а потом он понял, что так гораздо лучше...»
Рассказ желательно прервать и поинтересоваться у детей, почему Слоненку понравился новый нос.
В.: Действительно, хоботом можно отмахиваться от мух, не нагибаясь рвать траву, а бананы рвать прямо с дерева; можно самому себе сделать душ, когда жарко; хоботом даже можно петь песни; но самое главное, что Слоненку больше никто не давал тумаков, ведь своим новым носом он всегда мог дать сдачи любому обидчику.
Далее предлагается детям придумать свою сказку, объясняющую какую-либо особенность животного.
Последовательность   сочинения.
Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
(Например, ежики были гладкими.)
-        Как появилась эта особенность?
(Придумать сюжет, как появились колючки: уснул под елкой, нашел мешок с гвоздями, прилепил кожуру каштана и др.)
-        Как изменилась жизнь, что стало хорошего?
В конце работы воспитатель рассказывает получившуюся сказку.

«Ох уж эта картина»
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; учить подбирать название картины, точно отражающее ее смысл с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.
Материал: картина известного художника (на выбор воспитателя); листы бумаги с пословицами и поговорками, чистые листы.
В: Ребята, нам пришло приглашение от известного всем Чебурашки. Он говорит о том, что у нас в саду висит интересная картина (любая выбранная другая группа детского сада, заранее выбранная воспитателем, либо музыкальный зал). Но толком понять не может, что на ней изображено, и как понять смысл картины.  Предлагаю помочь Чебурашке, надеюсь, мы с вами справимся.
Игра «Подзорная труба»: предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Нужно навести глазок подзорной трубы на объект, и назвать его.
Далее дети рассматривают картину. Воспитатель предлагает детям по очереди выдергивать записку с какой-либо пословицей, поговоркой (помочь прочитать) и на основе поговорки объяснить название картины. (например: картина «3 богатыря», пословицы:
 «в русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке»;
«не родом богатырь славен, а подвигом»;
«мое богатство – сила богатырская, мое дело  Родине служить, от врагов оборонять».
Особое внимание уделяется логическим связям в тексте. В результате получается рассказ – рассуждение.
Игра «Да – нет»: воспитатель загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Далее дети определяют характер выбранного объекта (кто, что это? На что похоже? Что делает? Где находиться? О чем думает? Для чего нарисовано?). 
Далее предлагается детям составить рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорки. (коллективно, по желанию индивидуально).
В: Надеюсь, мы помогли Чебурашке понять смысл этой интересной картины.
Подведение итогов.

«Мороженое»
Цель: обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.
Материал: конверт с «письмом», картинки с рисунками.
Воспитатель приносит конверт с письмом.
В: Ребята к нам пришло письмо, и вы не поверите, оно из Африки! Пишут нам мартышка, удав, попугай и слоненок.  Вы их наверно видели по телевизору. Пишут, что бананы им уже надоели, и им хотелось попробовать что-нибудь вкусное, необычное, например мороженое. Они его еще никогда не ели. Но мороженое в Африку не пошлешь, оно растает еще по дороге. И поэтому они попросили меня в письме рассказать, что это такое...
Воспитатель предлагает, чтобы дети объяснили, что такое мороженое.
При этом часто возникает ситуация, когда вместо связно­го определения называются отдельные признаки. Например: «это белое», «это лед», «это в стаканчике» и др.
Но на такие ответы воспитатель реагирует контрпримерами типа: «Значит, вата – это  мороженое, она ведь тоже белая?», «Значит, зимой на улице тоже мороженое лежит?», «Значит, если на палочке -это уже не мороженое?» и т. п.
Необходимо постараться сформулировать определение как можно точнее.
Обсуждение   по    вопросам:
Что плохого в мороженом?
Что нужно делать, чтобы этого плохого не было?
Какие бывают виды мороженого?
Придумывание новых видов мороженого.
Представьте, что в мире осталась только одна порция мороженого. Что с ним будут делать?
Представьте себе, что мороженое есть, но его никто не ест. Почему? (При анализе причин желательно их сгруппировать: связанные с мороженым, связанные с человеком, внешние обстоятельства).
Игра «А бывает и такое»: дети встают в круг, воспитатель называет различные виды мороженого и места, где оно может быть (в том числе и нереальные).
Если такое бывает (мороженое с изюмом, растаявшее мороженое, мороженое в магазине и др.), дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши; если не бывает (мороженое с капустой, жареное мороженое, мороженое в скворечнике и др.), дети машут руками («протестуют»).
Игра проводится в быстром темпе, можно на выбывание.
Воспитатель предлагает детям назвать 4-5 разных слов или выбрать несколько картинок из числа предложенных.
Затем предлагается стать на время изобретателями, представив, что будет, если мороженое объединить с каждым из этих объектов (обсуждение: для чего такое мороженое нужно, чем это будет хорошо, чем плохо).

 «Необычное в обычном»
Цель: познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.
Игра «Да-нетка»: на столе в линию выложено семь предметов (или картинок), нужно отгадать, какой именно задумал воспитатель. (На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».)
Вначале с воспитателем играет ПВ, чтобы показать детям правила игры. Предметы: щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок.
В.:. Нужно отгадать предмет, задавая вопросы, только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». 
ПВ.: Это краски?
В.: Нет.
ПВ.: Это справа или слева от красок?
В.: Я не могу ответить на такой вопрос. Спроси иначе.
ПВ.: Это справа от красок?
В.: Нет.
ПВ.: Значит, это слева. Это арбуз?
В.: Нет.
ПВ.: Это справа от арбуза?
В.: Да.
ПВ.: Значит, это иголка!
В.: Да. Ты смогла отгадать после пяти вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее?
ПВ.: Сейчас посмотрим!
Игра проводится 2-3 раза. Ее можно усложнить, можно предложить плоскостную «Да-нетку»: расположить на столе в произвольном порядке 9-10 предметов, с четким разграничением: вверху, внизу, справа, слева. Нужно отгадать задуманный объект.
Воспитатель оставляет на столе 3-4 предмета из далеких друг от друга тематических групп. Например, гвоздь, ботинок, арбуз...
Нужно назвать как можно больше признаков этих предметов. Можно организовать соревнование: к какому из предметов получится подобрать больше всего признаков (подсчитывать по ходу, можно при помощи фишек).
Игра «Мальчики – девочки».
В: Сейчас на слово «Мальчики!» руки нужно поставить на пояс, на слово «Девочки!» - взяться за «юбочку».
Кроме слов «мальчики» и «девочки», в игре используются различные имена (в том числе и сказочных героев).
При проведении физкультминутки желательно использовать «ловушки» (имена Саша, Женя; слова жадина, зазнайка, сопя) и отслеживать реакцию детей на них.
В.: Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки – с куклами. А давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Вначале будем придумывать куклы (потому что мальчики девочкам всегда уступают, не так ли?), а потом машинки.
Воспитатель называет некоторые признаки из п. 2 и поочередно присоединяет их к объекту, предлагая детям принять уча­стие в обсуждении: Как такое может быть? Для чего это может быть полезным? и др.
Желательно присоединять только нетипичные, нехарактерные для данного объекта признаки, которые позволяют получить интересные идеи. Например: сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком» и др.
В конце работы проговаривается последовательность придумывания новой игрушки.

«Волшебная палочка»
Цель: развивать умение описывать объекты с другой точки зрения, развивать эмпатию, активизировать словарный запас, а также воображение, фантазию.
Материал: «волшебная палочка», конверт с письмом.
В процессе свободной игровой деятельности в группе детского сада воспитатель обращает внимание на внезапно нашедшуюся необычную палочку.
В: Ребята, посмотрите, что это может быть? (ответы детей). 
Входит взрослый в группу и передает письмо. Воспитатель читает вслух письмо:
«Ребята, я случайно, во время прогулки по детскому саду, вчера оставил у вас в группе свою волшебную палочку. Сегодня в полночь я за ней прилечу. Сохраните ее, пожалуйста, в целости  и сохранности. Но есть одна просьба: она не может лежать без дела. Я вам доверяю, и разрешаю вам ей попользоваться. Только нужно верить в ее волшебные силы. Ребята, я вам доверяю! Не подведите, помните, что ей нельзя лежать без дела, иначе пропадут все ее волшебные чары!
Волшебник».
В: ну что, поможем волшебнику?
Игра «Заколдую – расколдую».
В: Давайте попробуем: сейчас, до кого я палочкой дотронусь, тот заколдован (замирает на месте), расколдовать заколдованных могут те, кто еще сам не заколдован. Понятно?
В: Ребята, помните, что в сказках предметы могут разговаривать. Давайте волшебной палочкой оживим предметы в группе и послушаем, о чем они говорят.
Воспитатель дотрагивается до различных предметов, а дети от их лица рассказывают, что эти предметы любят, чего бояться, с кем дружат и т.д.
Примеры объектов: цветок, доска, стульчики, сандалики, игрушки и др.
В: У меня есть предложение: давайте передадим волшебную палочку до вечера другим группам, чтобы она не потеряла волшебные силы. Думаю, волшебник не будет против, а скорее наоборот. Хорошо?

«Великаны-Крошки
Цель: познакомить с приемом фантазирования «увеличение - уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.
Материал: мяч
В: сегодня к нам пришел еще один волшебник, он тоже невидимка, но он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его зовут Великан Крошка, потому что он сам тоже может быть громадным великаном ростом с...
(Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отвечает: «Нет, еще больше!», пока не назовут «до космоса».)
Еще он может уменьшаться и становиться таким крошечным, как...
Аналогично воспитатель предлагает назвать детям различные степени уменьшения (можно в форме игры с мячом).
ПВ.: Я тоже хочу изменять свой рост, как этот великан!
В.: Для чего тебе это нужно?
ПВ.: Так интереснее, много можно сделать и успеть.
В.: Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост, как Великан Крошка? Когда бы хотели быть большого роста, когда маленького?
В.: А представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания, - и вы все превратились в великанов, а вот это (воспитатель показывает на столики) – крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить?
В.: Хорошо ли быть великаном, почему?
В.: Тогда Великан Крошка превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит, чтобы забрать домой. Что вы будете делать?
В.: Нравится ли быть крошками?
ПВ: А на самом деле вы и так и большие и маленькие, и великаны и крошки. Большие вы для кого? А маленькие по сравнению с чем?
Игра «Великаны-крошки»
По команде «Великаны!» дети идут на носочках с поднятыми руками, по команде «Крошки!» - передвигаются на корточках, руки на коленях.
Воспитатель дополнительно использует слова, показывающие сравнение (типа «для слона», «для мухи» и др.), и названия сказочных героев (мальчик-с-пальчик, Бармалей и др.)
Обсуждение сказки-задачи
Жил-был мальчик. Было ему 5 лет. Звали его Кузя. Он был веселый, любил бегать, прыгать, рисовать, играть в разные игры, но был у него недостаток: он все время всех дразнил. Одному мальчику он говорил, что у него короткий нос, другому – что у него большие уши, девочке – что у нее толстые Щеки... И поэтому с Кузей никто не хотел водиться.
И вот однажды вечером, когда мальчик ложился спать, он разозлился, что с ним никто не дружит, и решил, что назавтра он будет не просто дразнить ребят, но и нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, толстыми щеками, боль­шущими ушами... И довольный сам собой, уснул...
Но его мысли подслушал Великан Крошка и превратил его в мальчика, которого никто никогда не видел: уши у него стали даже больше, чем у слона, они были до самой земли и еще немножко больше...
Когда Кузя проснулся, он вначале даже не понял, что с ним случилось, что это за такие громадные подушки рядом с ним лежат, но когда подошел к зеркалу, то увидел, что это у него стали такие уши.
Кузя горько заплакал, но слезами горю не поможешь: уши меньше не становились. И надо умываться, завтракать, идти в детский сад...
обсуждение: как «обращаться» с ушами в этих ситуациях: могут уши как-то помочь или только мешают, как их можно использовать? (Вместо полотенца – салфетки; как быть, если шапка на уши не надевается, а без шапки идти холодно; как идти по улице, если уши «подметают» землю и др.)
  • Наконец-то Кузя добрался в детский сад, его сразу же окружили ребята: ведь такого они никогда не видели... Кузя приготовился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла воспитательница и сказала:
  • Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло!
  • А что хорошего в таких громадных ушах, одни неприятности...
-        Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе придумать, чем такие уши могут быть полезными, что в них может быть хорошего?
Вопрос переадресовывается детям.
В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку; в бассейне на них плавала вся группа; когда играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал ушами так, что ветром нескольких маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились...
Вечером Кузя лег спать без одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться...
-        Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Больше никогда никого не буду дразнить, - подумал Кузя, засыпая.
Воспитатель предлагает детям придумать окончание сказки.
Подведение итогов.

«Ее величество рифма»
Цель: развивать умение подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуется, самостоятельно подбирать рифмованные слова, рифмованные строчки по заданному словосочетанию; знакомство  с моделью составления «лимерика».
Материал: картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются (мак-рак, олень-тюлень); карточка с изображением модели составления «лимерика».
В: Ребята, посмотрите, Колобок и Еж (любые два персонажа) поссорились и сидят далеко друг от друга. Поссорились из – за того, что не могут определиться, кто первым будет играть с новой игрушкой. Чем мы можем им помочь?
А может, поможет считалка, кто знает? (дети демонстрируют). После чего воспитатель произносит свою считалку, выбрав тем самым ведущего, который будет выбирать и поднимать карточки, расположенные на столе.
Дети подходят к столу.
Игра «Побери рифму».
В: при поднятой карточки (имя ведущего), ребят, попробуйте выбрать из остальных подходящую по рифме. (Например, поднимается огурец, выбирается леденец и т.д.).
Игру можно начинать с пяти пар картинок, постепенно увеличивая.
Далее воспитатель называет какое-либо слово, дети придумывают к нему рифмовки. (например, миска - киска, мурыська, сосиска и т.д.).
Затем предлагается детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала взять существительное) и сочинить рифму следующем образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». (Например, «Жил-был рак и был похож на маяк»).
В: Ребята, думаю, будет замечательно, если мы с вами придумаем собственный стишок, который потом расскажем мамам с папам! Оказывается, это не так уж сложно!
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка-синичка, бежала-лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. 

Жил-был объект 
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод

Например: Жила была певунья-птичка,
Была красивой, как синичка.
По дороге она за жуком бежала,
А потом на травке долго лежала.
Вот такая беззаботная птичка.
Полученный лимерик повторяется несколько раз детьми для родителей.

«Волшебные мешочки»
Цель: активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение, фантазию, развитие умения создавать тексты сказочного содержания.
Материал: два «волшебных мешочка», игрушки -живые и неживые объекты.
Игра «Да-нет»
На столе в линию выложено семь предметов (+2 разных мешочка), нужно отгадать, какой именно задумал воспитатель. (На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».)
В один мешочек заранее кладутся 4-5 небольших игрушек – различные  животные, в другой 4-5 предметов.
Пара детей достает игрушки из двух мешочков, узнавая предмет на ощупь, а потом проверяя себя. Затем нужно составить несколько предложений с этими словами. Например, «слон» и «молоток» («Хобот у слона похож на молоток») или «крокодил» и «гитара» («На гитаре была наклейка с крокодилом»).
Воспитатель называет различные команды, представляющие собой сочетания слов «руки», «ноги» и разных предлогов, например: «руки под ногами», «ноги на руках», «руки через ноги», «ноги за руками» и др.
Примеры предлогов: за, над, перед, под, около, в, у, на, без, с, до, к, на, через и др.
Из каждого мешочка выбираются по одной игрушке и составляются различные сочетания слов с самыми разнообразными предлогами. Например, кукла и свистулька, кукла возле свистульки, свистулька у куклы, свистулька на кукле, свистулька для куклы, кукла без свистульки и др.
Затем выбирается любое сочетание объектов (например, кукла и свистулька) и далее сочиняется сказка по схеме:
1.обозначается место, в котором будут происходить события (лес).
2.Выбирается положительный герой (королева Кукла) и отрицательный герой (свистулька – Свистун).
3.Обозначается свойства и действия этих героев (королева любила цветы и все украшала вокруг ими, Свистун был злым и коварным).
4. Объявляется волшебство. (волшебная книга времени)
5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героев за обладание волшебным предметов для реализации своих целей.
(Свистуну нужна была волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве – чтобы все возрождать).
Конфликт разрешается средствами самих героев.
6. Придумывается название сказочного сюжета.
Следует обсуждать с детьми, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках, побуждать выбирать разные варианты волшебства: слово, предмет и т.п. При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия.

 «Поэт – великое дело»
Цель: развить умение создавать варианты рифмованных текстов, создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий; активизировать мышление.
Воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало «Если бы…, но не…».
Например: Если бы певунья-птичка
Была красивой, как синичка,
По дороге б она за жуком не бежала, 
А потом на траве долго не лежала.
Вот такое правило должна знать птичка.
Затем воспитатель предлагает новые слова зачина «Что было бы…, если бы…» и самостоятельно переделать знакомы лимерик:
Например: Что было бы, если певунья-птичка
Была не такой красивой, как  синичка,
То за жуком бы она не бежала.
Лучше пусть бы она в небесах полетала.
В: Молодцы! Обязательно похвастайтесь родителям сегодня и расскажите собственные стихи.
Далее воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это.
Например: сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты:
Если бы девочка Светочка
Не ела конфеточки, 
То прыщики бы у нее не появились,
И сильно бы они не чесались.
Меньше надо есть сладкого, Света!
Дети обмениваются между собой стишками и случаями, происходящими в их жизни.
В: Ребята, сегодня, когда вы придете домой, попросите рассказать родителей какой-нибудь случай, который происходил когда-либо с ними и попробуйте как мы сейчас с вами, придумать стишок. Я уверена, что у вас получится!
Подведение итогов.


Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.