Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Детский фитнес» для детей 5-7 дет

Автор-составитель: 
Лысяная Ольга Викторовна

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа составлена для детей 5-7 лет.
Программа составлена на основе программы «Фитнес в детском саду» авторы О. Н. Рыбкина и Л. Д. Морозова, с учетом основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» руководитель авторского коллектива Н. Е. Веракса
Дополнительная образовательная программа по детскому фитнесу реализуется в спортивной направленности.
Программа «Детский фитнес» предназначена для детей  старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и   направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма. 
Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, подвижные  игры, комплексы корригирующей гимнастики.
Направленность упражнений по детскому фитнесу:
укрепление мышц рук и плечевого пояса; 
укрепление мышц брюшного пресса;            
укрепление мышц спины и таза;                
укрепление мышц ног и свода стопы;        
увеличение гибкости и подвижности суставов;
развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата; 
формирование правильной осанки;        
развитие ловкости и координации движений;        
развитие подвижности и музыкальности; 
расслабление и релаксация;   
профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
Занятия детским фитнесом укрепляют здоровье, развивают силу и ловкость, способствуют развитию моторных навыков, профилактике плоскостопия и сколиозов, улучшают гибкость, развивают внимание, улучшают сон, оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребёнка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-7 лет. В кружок дети принимаются на свободной основе. 
Программа рассчитана на 1год обучения. В учебном плане реализуется по 36 часов учебных занятий по 30 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы:сохранение и укрепление  здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающие:
1.  Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья,   развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
2. Формировать  умение детей в самостоятельной организации двигательной деятельности  под музыку;
3. Закреплять навыки основных видов движений: ходьбы, прыжков, бега, ползания, метания, статического равновесия;
4. Улучшать музыкальную и двигательную память детей;
5. Расширять двигательный опыт детей;

Развивающие: 
1. Развивать двигательную активность детей.
2. Формировать правильную осанку.
3. Укреплять костно–мышечный корсет, сердечно – сосудистую, дыхательную систему.
4. Развивать координацию движений.
5. Развивать основные физические качества, координационные, ритмические способности.
6. Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
7. Развивать подвижность в суставах, формировать свод стопы.

Воспитательные:
1. Формировать интерес детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
2. Способствовать гармоничному развитию личности.
3. Воспитывать  взаимную ответственность, возможность самоутверждения,  уверенность, инициативность.

1.3 Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты обучения
Предполагается, что в конце  обучения обучающиеся должны:
1. Овладеть  знаниями о здоровом образе жизни, о гигиене, о закаливании своего организма.
2. Научиться  выполнять ритмические движения с предметами и без предметов.
3. Выполнять движения четко, ритмично, под музыку
4. Осуществлять самоконтроль (следить за осанкой, за правильным исходным положением)

1.4 Общие критерии оценивания результатов

- владение движениями по программе;
- активность, участие в открытых просмотрах, праздниках;
- умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

1.5 Способы диагностики и контроля результатов

Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май).
Цель: сбор объективной информации о динамике (положительной или отрицательной) физической подготовленности детей в процессе их жизнедеятельности. Выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Методы диагностики: тесты, хронометраж.
Критерии и способ оценки результатов: таблица «Возрастно - половые показатели двигательных качеств детей»

1.6 Условия реализации программы

Количество занимающихся в группе: 15 человек.
Кружок проводится во второй половине дня.
В спортивном зале, в спортивной форме, удобной обуви.
Проводит инструктор по физической культуре.
Для успешного проведения занятий необходимо:
 1.Наличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря, в том числе и нетрадиционного.
 2. Музыкальное сопровождение  во время занятий.
 3.Создание эмоциональной положительной обстановки.
 4.Учет нагрузки и дозировки упражнений.
5. Необходимо учитывать интересы, потребности ребенка.
6. Соблюдение  времени и длительности проведения занятия.
7. Занятия  носят игровой характер.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Тематический план занятий.

Тема занятияКоличество часов
Вводное занятие 1
«Мы узнаем свой организм». Знакомство детей со строением своего тела.3
«Здоровые спинки».  Коррегирующая гимнастика.4
Игровой стретчинг.4
«Веселые мячи»Фитбол – гимнастика.4
«Разноцветный парашют» Игры-задания с парашютом.4
«Волшебные ступеньки». Степ -  аэробика.4
Ритмическая гимнастика.4
«Фитнес с мячами-ежами». Упражнения с массажными мячами.4
«Кто быстрее» (игры-эстафеты) Развиваем быстроту, ловкость.3
Открытое занятие для родителей.1
Итого:36

2.2 Содержание программы.

Месяц № занятия
    Тема
Задачи:Содержание:
сентябрь Вводное
№1
Повторение с детьми правил техники безопасности на занятиях по фитнесу.Беседа с детьми о правилах поведения во время занятий. 
сентябрьЗанятие № 2-3
«Мы узнаем свой организм».
Дать детям знания о строении человеческого тела, функциях основных органов и систем.  Формировать знания детей о пользе занятий физической культурой. Подкреплять их на практике.Беседа с детьми о строении своего тела (части тела, скелет, мышцы).
Разминка.
Основная часть. 
Комплекс упражнений для разных частей тела (дети самостоятельно вспоминают упражнения, педагог направляет детей).
Игровые упражнения:
«Кошка», «Лягушка», «Лодочка», «Черепашка».
Подвижная игра  «Сделай фигуру» (виды спорта)
Заключительная часть. Игра м/п «Улитка»
сентябрьЗанятие № 4
«Мы узнаем свой организм».
Познакомить детей с органами дыхания. Научить детей правильно дышать во время выполнения физических упражнений.Разминка. Игра на дыхание с воздушным шариком.
Основная часть. Комплекс дыхательной гимнастики.
Игровые упражнения на растяжку (игровойстретчинг).
Подвижная игра. «Сделай фигуру»
Заключительная часть. Игра м/п «Не теряй равновесие».
ОктябрьЗанятие 
№ 5-8
«Здоровые спинки»
Содействовать формированию правильной осанки у детей. Способствовать формированию мышц спины. Разминка с большим мячом.
Основная часть.
Комплекс упражнений с платочками.
Акробатические упражнения:
«Медвежонок» (перекаты в группировке)
«Кораблик» (лежа на спине, прогиб спины)
«Корзиночка» (лежа на спине прогнуться с захватом руками голени)
«Книжка»  (наклон     изи.п. сидя)
Подвижная игра «Хвост дракона»
Заключительная часть. Упражнения на расслабление (элементы йоги) -  поза «ребенка», поза «кобры», поза» собаки».
ноябрьЗанятие 
№ 9-12
«Игровой стретчинг»
Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность суставов (гибкость), выносливость, силовые и координационные способности. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.Разминка. 
Основная часть.
Музыкально-ритмическая композиция «Учитель танцев».
Игровой стретчинг:
«Деревце»
«Веселый жеребенок»
«Кошечка»
«Страус»
«Осьминог»
«Ласточка»
Подвижная игра «Сделай фигуру»
Заключительная часть. Самомассаж рук и ног «Черепаха»
декабрьЗанятие 
№ 13-16
«Веселые мячи»
(Фитбол–гимнастика)
Обучать детей выполнять упражнения на фитболах из разных исходных положений. Формировать и закреплять навык правильной осанки. Тренировать способность удерживать равновесие.Разминка.  Упражнения на внимание.
Основная часть.
Комплекс упражнений на фитболах.
Полоса препятствий: пройти по следам, пролезть в туннель, ходьба по скамейке с высоким подниманием колен, пройти по кочкам, обежать змейкой ориентиры.
Подвижная игра «Кто быстрей займет свое место»
Заключительная часть. Игра малой подвижности: «Кто ушел?»
январьЗанятие 
№ 17-20
«Разноцветный парашют»
Познакомить детей с парашютом.
Развивать двигательную активность, умение управлять своими движениями.
Формировать способность к осознанию себя и своих возможностей.
Разминка.
Основная часть. 
Комплекс упражнений с парашютом.
Игры и задания с парашютом.
«Волна»
«Салют»
«Карусель»
Подвижная игра «Радуга» (с использованием парашюта).
Заключительная часть.
Релаксация «Волшебные облака».
февральЗанятие 
№ 21-24
«Волшебные ступеньки»
Совершенствовать выполнения шагов с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты). Обучать выпадам в сторону и назад. Развивать гибкость суставов.Разминка «Ковбои».
Основная часть.
Комплекс упражнений на степах (под песню «Делайте зарядку»)
Выпады в сторону и назад.
Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты)
Подвижная игра «Липкие пеньки»
Заключительная часть. Пальчиковая игра «Рисунок»
мартЗанятие 
№ 25-28
«Ритмическая гимнастика»
Закреплять у детей умение выполнять упражнения ритмично под музыку. Формировать правильную осанку. Укреплять мышцы спины. Развивать гибкость, координационные способности.Разминка. 
Основная часть.
Комплекс ритмической гимнастики с лентой.
Танцевально-ритмическая композиция «Робот Бронислав».
Танцевально-ритмическая композиция «Ква-ква».
Имитационная игра «Стадион».
Заключительная часть. 
Игра на расслабление и развитие сенсорной чувствительности: «Водяной»
апрель.Занятие 
№ 29-32
«Фитнес с мячами-ежами»
Приобщать детей к активному отдыху посредством занятий фитнесом. Тренировать детей в овладении силовых упражнений с мячами-ежами. Разминка. 
Дыхательная гимнастика.
Ритмическая гимнастика с султанчиками 
Основная часть.
Комплекс силовых упражнений с мячами-ежами «Путешествие ежиков».
Подвижная игра «Хвосты»
Заключительная часть. Массаж спины «Дождик»
майЗанятие 
№ 33-35
«Веселые артисты»
Совершенствовать двигательные умения и навыки у детей.Подготовка к открытому занятию для родителей.
майЗанятие № 36
Итоговое.

Показательное выступление для родителей.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1    Структура занятий детский фитнес.

- подготовительная часть (разминка)- 5-7 минут;
- основная часть – 20 минут;
- заключительная часть – 4-6 минут.

ВремяЦель Содержание      Контроль нагрузки
Подготовительная часть
5-7 мин.Концентрация внимания, эмоциональный и психологический настрой, подготовка организма детей к предстоящей работе в основной части занятия.Строевые упражнения, разные виды ходьбы и бега, упражнения на внимание, музыкальные игры.Внешнее проявление, самооценка.
Основная  часть 
20 мин.Овладение двигательными действиями, нацеленными на укрепление здоровья,   развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.Общеразвивающие и коррегирующие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на развитие равновесия, координации движений, быстроты, силы, ловкости. Фитбол -гимнастика, степ-аэробика, элементы танца.Пульс, дыхание, внешнее проявление.
Заключительная часть
4-6 мин.Восстановление сил организма детей после физической нагрузки.Упражнения на расслабление, равновесие, растягивание, а так же на гибкость – игровойстретчинг. Элементы самомассажа,  спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации.Внешнее проявление, самооценка.

3.2 Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения.
 
 
ОборудованиеТСОУчебно-методический комплекс
степ – скамейки – 
 20 шт.
  магнитофон – 1 шт.аудиотека (МР3 диски) для музыкального сопровождения
мячи – фитболы 15 шт.видео проектор – 1 шт.картотека комплексов общеразвивающих  упражнений 
Обручи 20 шт.экран – 1 шт.картотека комплексов специального воздействия
Гимнастические палки – 20 шт.ноутбук – 1 шт.картотека подвижных игр
Скакалки -20шт
картотека считалок
Набивные мячи большие – 10 шт.
картотека пальчиковой гимнастики
Набивные мячи малые – 20 шт.
картотека дыхательной гимнастики
Мешочки с песком  - 20 шт.
картотека массажных игр
Флажки цветные – 40 шт.
консультации, наглядная информация для родителей
Маты гимнастические – 3 шт.
консультации, наглядная информация для педагогов
Дорожки – балансиры – 2  шт.
конспекты спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья
Спорткомплекс из мягких модулей – 1 набор.

Массажные мячи (малые) 20 шт.

Гимнастическая скамейка 3 шт.

Массажеры (полусферы)- 10  шт.

Мячи большие 20 шт.

Мячи средние – 20 шт.

Мячи малые – 20 шт.    

Дуги для подлезания – 3 шт.

Массажные дорожки – 2шт.

Конусы – 10 шт.

Сетка волейбольная – 1 шт.

Навесное оборудование (лесенка, доска с зацепами, мишени, баскетбольное кольцо).

Гимнастическая стенка 2-3 пролета.

Детский игровой парашют 1 шт.

Атрибуты для сюжетных занятий, комплексов упражнений и подвижных игр.





3.3 Список  литературы.
1. Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет.  Волгоград, Учитель 2009 
2..Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.   Двигательные  программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001
3. .Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий,   2004
4. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка.расту здоровым. М., Владос, 2004 
5. Каштанова Г.В. .Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж   М.,Аркти,2007
6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.
ЧП Лакоценин СС 2007
7. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ.  Воронеж, учитель, 2005
8. Рыбкина О.Н., Морозова Л.Д. «Фитнес в детском саду» Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Москва, АРКТИ 2014 
9. Степаненкова Э.Я., Физическое воспитание в детском саду. М.  синтез, 2008
10. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет», «ТЦ Сфера» 2014
11.Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет», «ТЦ Сфера» 2014
12. Сулим Е.В. Занятия по физической культуре в детском саду: игровой стретчинг, «ТЦ Сфера» 2012 
13. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М.Гном   и Д.,2003г.
14. «Обруч»  № 2/2003
15. «Обруч» №1/2005
16. «Обруч» №5/2007.
17.. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов – на Дону.:Феникс.

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.