Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях

Двигаясь, творя, действуя и развиваясь,
Человек сам заводит часы своей жизни» 
И.А.Аршавский.



Актуальность. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, педагоги и родители повсеместно констатируют отставание, задержки, нару­шения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноцен­ность их здоровья. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и под­ростков Научного центра здоровья РАМН, за последнее время число здоро­вых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Одной из причин резкого ухудшения здоровья под­растающего поколения являются несовершенство и низкий статус системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип един­ства психического и физического развития (С. Б. Шарманова, 2005; В. 11. Озеров 2002; А. А. Горелов и др. 2002).

Все хорошо знают, чтобы стать сильным, надо много тренироваться, так как мышцы человека развиваются только в движении. Меньше люди задумыва­ются о том, что мозг ребёнка, растёт и развивается, только тогда, когда он функционирует, работает, а значит и развивается не только при мыслитель­ной деятельности: чтении, проведении математических операций, занятий наукой, но при выполнении любого физического движения: рукой, ногой, пальцами. Более того, высокоразвитый интеллект берёт своё начало именно в человеческой подвижности. Человека создало движение.

Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, дви­гательных качеств, оптимального двигательного стереотипа неразрывно свя­заны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов. Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий на­слаждаться красотой, это целостная всесторонне развитая личность. Многочисленные теоретические исследования свидетельствуют о первосте­пенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (JI.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольни­ков (Г.А.Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К.Чернышенко, 1997; В.А.Баландин, 2000; Н.И.Дворкина, 2002; В.А.Пегов, 2000 и др.). Двигатель­ная активность - во многом определяет развитие организма и нервной систе­мы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодельной информации (Берштейн Н. А., Шеперд Г., 1987).
Теоретическое изучение вопросов взаимосвязи показателей умственного, психического развития и физического состояния показало, что по мнению большинства учёных, уровень и темпы умственного развития во многом оп­ределяются степенью развития двигательной сферы ребёнка (Л.С.Выготский, Г.Доман, С.В.Маланов и др.), а целенаправленное использование средств фи­зического воспитания может повысить результативность отдельных показа­телей умственного развития детей без ущерба для их здоровья (И.К.Спирина, 2000; В.А.Баландин, 2001; Г.А.Каданцева, 1993). Для детей с ОНР в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные ти­повой программой воспитания. Многие дети нуждаются в обучении по осо­бым современным технологиям, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомотор­ного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необ­ходимо найти такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации, понятно, что в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, первым шагом должны стать фор­мирование, коррекция базового сенсомоторного уровня, которое невозможно без оптимизации движений, восприятия, памяти и элиминации (устранения) многих неблагоприятных знаков (гипо-, гипертонус, синкинезии, патологи­ческие ригидные установки). То есть, нужно пройти с детьми то, что не пройдено или пройдено неправильно. Мы пришли к выводу, что это возмож­но при совместной работе логопеда и инструктора по физической культуре. Совместная работа должна быть направлена на развитие осознанных ощуще­ний от движений (сенсомоторного уровня речи, а именно стволовых отделов мозга и подкорковых образований).

Идея единства умственного, психического и физического воспитания, стала толчком для создания технологии инструктора по физической культуре по формированию базы для укрепления здоровья детей с  ОНР через технологию «Сенсомоторное развитие детей на физкультурных занятиях»

Цель: активизация сенсомоторного развития, как средство укрепления психофизического здоровья детей.

Задачи:
1.     Развитие двигательного интеллекта ребенка
2.     Укрепление психического и физического здоровья ребенка
3.     Воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, умение рационально использовать физические упражнения в само­стоятельной двигательной деятельности;

Гипотеза: активизация сенсомоторного развития будет эффективной, если:
  • использовать неспецифические для занятий методики (самомассаж, логоритмики, пальчиковую гимнастику);
  • использовать сенсорные эталоны;
  • использовать на занятии элементы развивающего обучения (ТРИЗ)

Место применения: МКДОУ д/с № 117 г.Новосибирска . В решении постав­ленных задач принимают участие дети от 3 до 7 лет.
Работа осуществляется в 4 этапа.
1    этап: ориентировочно-поисковый. Изучение педагогической, психо­логической литературы, опыта педагогов по проблеме развития двигатель­ного интеллекта дошкольников в физическом воспитании. Анализ программ «Школа 2100», «Успех», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и другие программы в разделе «Физическое воспи­тание».
2    этап: констатирующий. Он предусматривает продолжение изучения материала и организацию работы в дошкольном учреждении: диагностику, наблюдение, анкетирование. Изучение физического развития детей, коорди­национных способностей, знаний о здоровом образе жизни. Разработка со­держания новых методических приемов.
3    этап: формирующий, практический, в ходе которого уточняются, ап­робируются методические приемы, активизирующие сенсомоторное разви­тие и влияние на улучшение физического состояния детей.
4    этап: аналитико-обобщающий. Проводится сравнительный анализ, систематизируются и обобщаются результаты работы. Формулируются вы­воды, осуществляется оформление материалов.
В отличие от существующих подходов считаем, что использование ребенком сенсорных эталонов, упражнений на развитие мелкой моторики, приемов са­момассажа, элементов нетрадиционной дыхательной системы, нетрадицион­ного оборудования, развивающего координацию и равновесие, упражнения на релаксацию и самостоятельные занятия в организованной физкультурной деятельности, способствует становлению гармонично развитой (физической и психической) личности ребенка дошкольного возраста, способной к самостоятельному физическому, психическому и творческому развитию.
Теоретическое обоснование работы по активизации сенсомоторного развития дошкольников с ОНР на физкультурных занятиях
Совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребо­ванность психических функций — эмоций, восприятия, памяти. Сенсомоторное развитие создает потенциал для развития двигательной и познавательной деятельности ребенка. А основные сенсомоторные координации (зрительно- моторная, слухомоторная, вестибулярно-ритмическая) являются базовыми развивающими техниками и решают не только задачи развития опорно- двигательного аппарата, по и задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка (И.К. Шилкова, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, JI.B. Филиппова).
Процесс развития интеллекта, согласно Ж. Пиаже, состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх ос­новных структур: сенсомоторные структуры (0-2 года), то есть системы об­ратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем воз­никают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных опера­ций (2-12 лег) - это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для фор­мирования структуры формальных операций (12-14 лет).
Поэтому считаем, что в дошкольном возрасте необходима постоянная акти­визация сенсомоторного развития во всех видах деятельности, в частности и в организованной физкультурной деятельности. Это обеспечит участие выс­ших психических функций в процессе овладения двигательными действиями, оказывая положительное влияние и на умственное развитие ребёнка (Н.А.Бернштейн, 1947г.).
Исследования показывают, что дети с ОНР отличаются низким уровнем лов­кости и быстроты, низкой степенью сформированное™ двигательных навы­ков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) — взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: по­лучение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсор­ной информации. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет са­мостоятельное значение, так как полноценное восприятие считается базовым для успешного освоения многими видами деятельности, в частности физ­культурно-оздоровительной.
Практическая часть работы по активизации сенсомоторного развития дошкольников на физкультурных занятиях.
На 1 этапе проводится наблюдение, анкетирование дошкольников и диаг­ностика уровней развития физических качеств, координационных способно­стей и знаний о здоровом образе жизни.
Обследование развития физических качеств по уровням проводится по программным тестам: определение силы мышц спины, оценка силы и вынос­ливости мышц живота, обследование быстроты, ловкости, гибкости, вынос­ливости.
Уровень развития визуально-моторной координации определялся коорди­национной устойчивостью и латерализацией движений (И.К. Шилкова, А.С. Болынев, Ю.Р. Силкин).

Распределение детей по уровням развития координационных способностей
Уровень
Латерализация движения 
(ползание)
Координационная
 устойчивость
1
Высокий
Справился со всеми видами
 движений (способность пол­зать с перекрестным движение рук и ног 
вперед и назад на 
коленях и животе)
Справился со всеми тестами (устойчивость на одной
 ноге на полу, на мягком 
коврике и балансировочной 
доске с ОГ, ЗГ)
 2
Средний
Справился с 2-3 заданиями
 (способность ползать с 
пере­крестным движение
 рук и ног вперед и назад на
 коленях)
Справился с 3-4 
упражнения­ми (устойчивость
 на одной ноге на полу,
 и балансировоч­ной 
доске с ОГ)
3
Низкий
Не справился с заданиями
 (не способность ползать 
с пере­крестным движением
 рук и ног)
Справился с менее 
чем с 3 уп­ражнениями

Для изучения ценностного отношения детей дошкольного возраста к сво­ему здоровью, здоровью человека, к здоровому образу жизни предлагается следующая диагностика культуры здоровья.

Задачи:
•изучение особенностей отношения детей к здоровью и мотивации здорового образа жизни;
•изучение особенностей представлений дошкольников о здоровье, особенностей их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укреп­ляющих и сохраняющих здоровье;
•изучение особенностей компетентности детей как готовности само­стоятельно решать: задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи разумного поведения в непредвиденных ситуа­циях, оказание элементарной медицинской.

Для проведения диагностики используются: наблюдения, беседы с детьми, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, анализ продуктов детской деятельности.

Для решения поставленных задач в ходе формирующего этапа работы раз­работали методические приемы, комплексы физкультурных занятий, игр, иг­ровых заданий, физических упражнений для применения их на практике. Весь комплекс методических приемов, направлен на активизацию сенсомо- торного развития и формирования двигательного интеллекта дошкольников. Используемые методические приемы, разделили на два основных вида: раз­витие моторики и сенсорное развитие.

Задания на развитие общей и мелкой моторики. В них вошли 2 группы упражнений.
Первая группа направлялась на повышение функционального состояния сис­тем организма:
  1. Дыхательные упражнения (используем упражнения на четырехфазное дыхание, упражнения с задержкой дыхания, брюшное дыхание).
  2. Стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж: ушных раковин, стоп, пальцев рук и т. д., пальчиковая гимнастика).Данные упражне­ния обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внима­ние, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают пси­хику.
  3. Упражнения и игровые задания на релаксацию.
  4. Упражнения с локальными мышечными движениями, направленными на формирование правильной осанки, укрепления мышечного корсе­та.
  5. Упражнения, формирующие равновесие, развитие «чувства опоры» и чувство управления собственным телом.
  6. Логоритмики, совершенствующие выработку четких, координиро­ванных движений во взаимосвязи с речыо, развивают слуховое вни­мание, двигательную память, фонематический слух и организацию пространственных движений.

Вторая группа упражнений была направлена на коррекцию: бедности, одно­типности движений тела в пространстве, недостаточной координации и на формирование сенсомоторных координаций и пространственных представ­лений. В неё входили:
  1. Игровые задания на развитие чувства ритма, ритмическая гимнастика.
  2. Упражнения на развитие зрительно-моторной, слухомоторной, вести­булярно-ритмической  координаций.
  3. Формирование пространственных представлений:
-формирование пространственной дифференциации самого себя, представления о схеме тела - связывается с определенными движе­ниями и закрепляется через них;
-работа с графическими схемами, модулями, что развивает концен­трацию и переключение произвольного зрительного внимания, фор­мирует моторные зрительные функции, поиск и нахождение символа на схеме, развивает ориентировку в пространстве.
4. Задания с использованием развивающего обучения:   игры, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, что способствовало и развитию творческого воображения детей.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
5. Упражнения на развитие ловкости и быстроты реакции на сигнал.
6. Самостоятельные занятия, обеспечивающие оптимизацию двигатель­ного стереотипа движений индивидуально для каждого ребенка и являющие­ся диагностическими для выявления наиболее интересных для детей движе­ний, закрепленных навыков и умений организовать свою деятельность без помех для других детей. Данные самостоятельные занятия отвечают «Феде­ральным государственным требованиям к общеобразовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2010г.)», где рекомендуется уделить большое внимание организации самостоятельной двигательной деятельности детей.
Задания на сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: по форме, размеру, цвету, положению в пространстве. Оно обеспечивалось обучением детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, груп­пировке по цвету и форме, последовательному осмотру, выполнению плано­мерных действий. Использовались приемы развивающего обучения. Выбор заданий определялся уровнем сенсорного развития детей.

Для комплексов упражнений и занятий используются не только стандартное спортивное оборудование основных цветов: обручи, мячи, кегли, дуги для пролезания, канаты разной толщины, мешочки с песком, но и нетрадицион­ное физкультурное оборудование: сенсорные мячи, массажные мячи, сенсор­ные массажные кольца, мягкие модули геометрических фигур, батуты, ба­лансировочные диски, гимнастическое бревно, дидактический материал, зву­ковые дорожки. Оборудование имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей: размер, цвет, упругость, что приводит к совместной работе двигательного, вестибулярно­го, зрительного и тактильного анализаторов. С помощью цветов можно регу­лировать психоэмоциональные состояния детей. Использование разнообраз­ного оборудования придавало эмоциональную окраску физкультурным занятиям. Дети лучше усваивали предложенные знания и умения и насыщали ими самостоятельную двигательную деятельность.

Комплексы включают в себя подготовительную, основную и заключитель­ные части. Используются достаточно знакомые упражнения, которые соединялись с предметами и умением переместить предмет в нужное место и из одного положения в другое. Выполнение упражнений на модулях, баланси­ровочных досках способствует активизации вестибулярного аппарата, а так­же формированию интеграции модально-специфических факторов (зрение, слух, вестибулярный аппарат, тактильное ощущение) с двигательной систе­мой. Происходит развитие пространственного фактора, способности ориен­тироваться в окружающем пространстве. А также развиваются физические качества и формируются необходимые умения и навыки. Целесообразно обучать детей основным движениям через игровые моменты, формировать ори­ентировку в пространстве через игры.

Игровые физкультурные занятия вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.

Предлагаемая игровая форма занятий имеет свои особенности: все занятия основаны на сюжете игры. Такие занятия строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, путешествиях, детских литературных произведениях, подвижных игр.
К выбранным сюжетам необходимо подобрать задачи, средства и методиче­ские приемы обучения.

К каждому занятию подбирается стихотворный текст, который нужно прочитать наизусть. Текст должен соответствовать сюжету занятия и движениям детей. В содержание текста можно включать стихи, поговорки, загадки, дразнилки, считалки.

Структура занятия

1. Вводная часть
В вводной части физкультурного занятия текст решает не только образова­тельные но и психологические задачи:
-     активизировать внимание детей
-     вызвать у детей интерес к занятию
-     создать эмоционально-положительный настрой.

2. Основная часть
В основной части занятия стихотворный текст выполняет несколько функ­ций:
1)помогает в развитии психических процессов
2)способствует формированию звуковой культуры речи (дети запоминают текст и повторяют его)
3)является организатором одной из форм активного отдыха детей
4)является хорошим стимулом для проявления эмоциональных и нравст­венных качеств детей
5)облегчает формирование двигательных навыков
 («Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»)
Основная часть способам передачи двигательной выразительности, побуж­дает к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций, способствует поиску детьми творческих композиций.

3. Заключительная часть
В заключительной части занятия нужно подготовить детей к его окончанию: «До свидания, звери!». «До свидания, лес!». «Ждут вас повар, няня и вкус­ный наш обед!»
Заключительная часть решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления.
Обучение строится на основе интеграции физкультурно-речевых задач. Ве­дётся работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов кинезиологии и просодики. Приёмы просодики (художественное слово, пенис попевок, речёвки, ритмодекламация, музыкальное сопровождение) помогают координировать движения, дыхание и речь, так как индивидуальный внут­ренний ритм детей с ОНР ( в МКДОУ имеются 4 коррекционных группы де­тей) часто либо ускорен, либо замедлен. Приёмы кинезиологии (пальчиковая гимнастика, упражнения йоги и игрового стретчинга, массаж и самомассаж) помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног, что благотворно влияет на психику ребёнка. Кинезиологические упражнения развивают мозо­листое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полу­шарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Растяжки (игровой стретчинг, йога) воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, увеличивают подвижность суставов, норма­лизуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своём теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслаб­ления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции.

Дыхательные- упражнения улучшают ритмику организма, развивают само­контроль и произвольность. Поверхностное дыхание выводит мозг и тело из равновесия. Поскольку приоритет принадлежит мозгу, тело лишается досту­па кислорода, необходимого для выполнения других жизненно важных функций. Даже в мозгу вторичные контуры выживания отключаются. Гак, лишенные четких сигналов от «источника», мышцы функционируют ненор­мально, или сжимаются, или становятся слабыми.
Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы «вдыхаем» глубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями.

Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Необходимо помнить, что дыха­тельная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряже­ния, с паузами для отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что темп и амплитуду упражнений необходимо согласовывать с глубиной и рит­мом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху - уп­ражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук. Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьша­ют спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем са­мым мышцы гортани, что очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет большое значение как для коррекции лого­педических проблем, так и для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний.

Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лёжа, потом сидя и наконец стоя. По­ка ребёнок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Использование дыхательной гимнастики, приёмов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушением речи. Упражнения без устойчивой опоры тре­нируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функ­цию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносли­вость, скорость.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улуч­шить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, глаз и рук, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряже­ния и тревожности.

При выполнении базовых сенсомоторных взаимодействий (разные виды ползания: на спине, на животе, на четвереньках и ходьбы: на коленях, у сте­ны и т.д.) и общего двигательного репертуара развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребёнка самостоятельному её использованию. При этом для достижения большего эффекта можно дополнить её аналогичными манипуляциями с ногами ребёнка. Пассивный массаж можно делать с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких щёточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и спе­циальных массажёров, тканей различной фактуры.

Комплекс "Антистресс". Рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. В результате выполнения антистрессовых уп­ражнений ("Лобно-затылочная коррекция", "Растяжка ахиллова сухожилия", "Маятник", "Постукивание" и т.д.) восстанавливается межполушарное взаи­модействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечиваю­щий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологиче­ский выход из неё. Этот комплекс выполняют дети на группах с воспитате­лями после занятий в физкультурном зале. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Пальчиковая гимнастика. Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мел­ких движений пальцев. Установлено, что уровень развития речи детей нахо­дится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития ра­боты пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка. Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. 
Занятия разрабатываются с учетом физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, уровня их знаний и двигательных умений. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.

Ожидаемы результаты: реализации методических приемов определяется путем сравнения результатов констатирующего и аналитико-обобщающих этапов эксперимента по следующим показателям:
  • развитие физических качеств;
  • развитие координационных способностей;
  • совершенствование сенсорных представлений, формирование ана­литического восприятия;
  • сформированность представлений о здоровом образе жизни.
  • согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухо­вого анализаторов.
Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л. С. Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стре­мительно меняющейся обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Литература:
-    положения психологии, педагогики, физиологии о гармоничном разви­тии детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова, Берштейн Н. А., Шеперд, Г. Л.С.Выготский, Г.Доман, С.В.Маланов, J1. А. Венгер, В. С. Мухина);
-    исследования психологии по проблемам сенсомоторного развития до­школьников (С. М. Вайнерман, А. С. Большов, Ю. Р. Силкин, JI. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина).
-  сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста на физкультур­ных занятиях в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / П.Б. Фе- дяшова //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы 10 Всероссийской научно- практической конференции. - 4.2. - Челябинск, 2009.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры для детей с нарушением осанки

Совушка
Выбирается водящий - совушка. На площадке обозначается гнездо (круг диаметром 1,5 м или обруч). Дети берутся за руки, образуя вокруг со- вушки большой круг. Идут шагом и говорят:
Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь,
Днем ты спишь.
Подается команда:
День наступает.
Все оживает!
Дети, изображая мышек, бегают по площадке в различных направлениях.
Затем ведущий говорит:
Ночь наступает,
Все замирает!
Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого неправильная осанка. В конце игры отмечаются дети, хорошо выполняющие положение правильной осанки.

Пень, ёлка, сноп
Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. «Пень» — встать на одно колено, руки на поясе, спина прямая.
«Елка» — встать на одну ногу, другую ногу прижать пяткой к колену опорной ноги (колено прижатой ноги отвести в сторону), руки вниз — в стороны.
«Сноп»: I — в полном приседе, обхватить руками колени, голову опустить вниз: II — присесть, колени в стороны, пятки вместе, руки поднять вверх, сцепив ладони вместе. Спину держать прямо, удерживать равновесие.

Выгони мяч
Дети стоят в кругу и бьют мяч ногами друг другу. Нужно постараться выбить мяч из круга, и постараться не выпустить из круга. Тот, кто пропустит мяч, выбывает из игры. Выигрывает пара, которая, передавая, не упустила мяч.

Тяни в круг
Игра может проводиться как в паре, так и при большом количестве участников.
В паре, дети становятся боком друг к другу, берутся за правые руки. Между ними обруч или отмеченный круг. По сигналу участники тянут друг друга в круг. Выигрывает тот, кто сумел затащить соперника в круг (обруч).
Большое количество участников: дети встают вокруг отмеченного круга, взявшись за руки. По сигналу ведущего тянут друг друга в середину круга. Тот, кто заступает за линию круга, проигрывает.

Два Мороза
Выбирают двух водящих - Морозов, остальные играющие выстраиваются в одну шеренгу за линией дома (на другой стороне площадки - школа), в середине, на улице  - стоят два Мороза. Морозы обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые.
Один Мороз  - красный пос.
Другой , Мороз — синий нос.
Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься ?
Все ребята отвечают.
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов бегут из дома в школу. Морозы «замораживают» (осаливают) забегающих. Запятнанные останавливаются и стоят, выполняя правильную осанку. Если Морозам понравится, как стоят замороженные, они их размораживают отпускают). Игра продолжается. После двух-трех перебежек Морозы меняются.

Пятнашки с именем
Дети бегают по площадке в одну сторону. Водящий громко произносит имя одного из игроков, и он становится «пятнашкой». «Пятнашка» старается догнать любого игрока, называет его имя, и теперь тот становится «пятнашкой».
Вариант: можно давать различные способы продвижения: гусиным шагом, прыжками на одной и двух ногах.
Караси, камешки и щука
Половина детей образуют круг - пруд, приседают - они камешки. Один — щука — находится за кругом. Остальные играющие — караси — бегают по площадке. По сигналу щука выбегает, стараясь поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу — спрятаться за камешек.
Правила: щука ловит тех, кто не успел встать за камешек; после трех-четырех повторений подсчитывают пойманных карасей; караси и камешки меняются ролями; назначается новая щука.
Бездомный заяц
Обручи, которых должно быть на один меньше, чем игроков, кладут на пол в центре зала по кругу с внешней стороны, по сигналу игроки-зайцы начинают бегать- прыгать, идти в полуприседе и т.д.). По сигналу свистка каждый старается занять дом-обруч, но поскольку обручей меньше, один заяц остается без дома. Он выбывает из круга и убирают еще один обруч. Выигрывает тот, кто останется последним.

Вызов номера
Играют две команды, которые выстраиваются в колонны по одному у стартовой линии. Напротив команд поворотный флажок. Команды рассчитываются по порядку номеров. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают ее и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым — 2 очка.
Вариант II. Играющие располагаются в шеренгу на противоположных
сторонах площадки и рассчитываются по порядку номеров. В центре зала лежит обруч с любым предметом (кегля, ленточка, кубик, мяч и т.д.). Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к обручу и каждый старается первым завладеть предметом. Выигрывает команда, набравшая больше предметов.

Мяч водящему
Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4-5 шагов стоит водящий, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. А после обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит игру (т.е. когда все участники команды выполнят передачу мяча водящему).

Рыбы, птицы, звери
Играющие располагаются по кругу, в центре круга водящий с мячом. Бросая кому-либо из играющих мяч, водящий произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Играющий должен поймать мяч и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, «щука»; или зверя — «медведь» и т.д. Тот, кто задерживает ответ, выбывает из игры. А кто не сделал ни одной ошибки, становится водящим.

Шлепанки (русская народная игра)
Играющие встают в круг и считалкой выбирают водящего:
Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять —
Невозможно сосчитать!
Водящий входит в центр круга. Называет по имени одного из детей и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в сторону названного. Кого назвали, ловит мяч и отбивает его по договоренности, но не более 5 раз. После отбиваний возвращает водящему, и игра продолжается. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.

 Слепой медведь Вариант I. Играющие свободно размещаются на площадке, у каждого игрока в руках предмет, издающий звучание (например, две палочки, колокольчик, бубен и т.д.). Водящий — «медведь», ему завязывают глаза. Дети звенят или стучат предметами, медведь движется на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Запятнанный становится медведем.
Вариант II. Расположение играющих такое же, как в I варианте, водящий - «жмурка».
Дети
Жмурка, жмурка, на чем стоишь?
Жмурка Намосту.
Дети Что пьешь?
Жмурка
Квас.
Дети Лови мышек, а не нас!
Дети тихо бегают. Жмурка должен поймать одного из играющих и, не снимая с глаз повязки, назвать его имя. Правильно угаданный становится «жмуркой». Правила: нельзя помогать жмурке ловить играющих. Не подсказывать имя пойманного.
Вариант III. Играющие располагаются в обручах и не могут выходить из них. Но при приближении жмурки стараются увернуться от него, наклоняясь, приседая. Когда жмурка отходит от играющего, можно поменяться местами.
Льдинки, ветер и мороз (игра народов Сибири и Дальнего Востока).
Играющие стоят парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят:
«Дзинь, дзинь...»
Хлопают до тех пор, пока не услышат сигнал: «Ветер!» Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал: «Мороз!» возвращаются друг к другу в свою пару.
Варианты:
  • пары можно менять;
  • строиться в один большой круг;
  • строиться в два круга (девочки и мальчики).
Выигрывают те дети, которые быстрее построятся.

Ручейки и озера
Игроки делятся на команды (в каждой не менее 5—7 игроков), строятся в колонны - это ручейки. На сигнал: «Ручейки!» - бегут друг за другом в разных направлениях. На сигнал: «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построили круг. Правила: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Ведущего можно менять. 

Тише едешь, дальше будешь - стоп!
По считалке выбирается водящий. Играющие стоят за спиной водящего на расстоянии 5—6 м, в заранее обусловленном месте. Под слова, медленно и плавно произносимые водящим: «Тише едешь, дальше будешь...», дети свободно и быстро движутся к водящему. И тут водящий резко говорит: «Стоп!» и быстро оборачивается к играющим, а они должны замереть в правильно принятой позе с хорошей осанкой. Тот, чья осанка не понравится водящему, отходит назад, откуда начиналось движение. Игра продолжается. Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок первым дойдет до водящего, дотронется до него рукой, когда он произносит свой текст.

Пожарные на учении
Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4-5 шагов в 3-5 колоннах (по числу пролетов). На каждом пролете наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают на нее и звонят. Потом слезают, возвращаются в свою команду и передают эстафету следующему. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Правила: влезать установленным способом, не пропуская реек; спускаться до конца, не спрыгивать.

Сделай фигуру
По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На сигнал: «Придумай фигуру» останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают любую позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными).
Варианты:
придумать «гибкую» фигуру (спортивную фигуру на гибкость);
танцевальную фигуру;
придумать и изобразить фигуру животного и т.д.
Можно назначить водящего, который будет определять лучшую фигуру.

Пустое место
Играющие становятся в круг. Один — вне круга — водящий. Он обходит круг, дотрагивается до плеча одного из играющих и тем вызывает его бежать наперегонки. По сигналу: «Беги!» один бежит влево, а другой — вправо, каждый старается быстрее обежать круг и раньше другого занять пустое место. Оставшийся без места водит, и игра начинается снова.
Правила: водящий бежит ближе к кругу.

Похитители бриллиантов
Дети стоят по кругу, ноги врозь, между ног — «бриллианты» - малые мячи (кубики, палочки и драз.). Воспитатель-«похититель» в центре. Он идет в кругу и делает вид, что пытается «похитить» предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком сдвигает ноги вместе, а когда воспитатель отходит, опять прыжком ставит ноги врозь.
Правила: прыгает именно тот, к кому приближается воспитатель. Воспитателя может заменить игрок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения

«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и фуди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий.

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
«Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-аар». При этом старайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок - 6 раз. Затем попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

«Колечко». С усилием, направляя копчик языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом легче, быстрее, еще быстрее 10-15 с.

«Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

Комплекс антистрессовой гимнастики для дошкольников «Паровозик из Ромашково»

1. Техники целительных рук.
(Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.)
Воспитатель: Ребята, вы помните мультфильм «Паровозик из Ромашково»? Сегодня мы будем в него играть, поедем на нем в деревню Ромашково. Хотите? Из чего состоит поезд? (Из паровоза и вагонов)
Паровоз - это голова поезда. А ну-ка, давайте проверим, готова ли наша голова к поездке.
Положите одну руку на лоб, а другую - на затылок, закройте глазки и прислушайтесь к тому, что происходит в голове.
Поблагодарите свою голову за то, что она думает, мыслит, помнит очень многое. Поблагодарите всех своих близких: маму и папу, бабушек и дедушек, своих друзей за то, что они вас любят. Поблагодарите все и вся: природу, солнышко, весь этот удивительный мир. Пусть он будет добрым и светлым.
Откройте глазки и расскажите нам, если вы что-то почувствовали. 
Воспитатель: А вагончики - это тело поезда. А тело наше, организм наш готов ли к поездке? Давайте проверим.
Поставьте руки на пояс, как на танцах, но большие пальчики поверните вперед, а ладошки - назад. Вы знаете, что находится у человека в этом месте внутри тела? (Почки)
Правильно, почки. А немного повыше - надпочечники. Это маленькие чашечки на почках, но они очень важны для слаженной работы нашего организма. (Для младших дошкольников уточнение не обязательно.)
Закройте глазки и прислушайтесь к тому, что происходит внутри вашего организма.
Понаблюдайте, что происходит во всем вашем организме, как он работает.
Давайте поблагодарим наш организм за хорошую работу, попросим у него прощения зато, что иногда не бережем его и подвергаем опасности заболевания.
Откройте глазки и расскажите нам, если вы что-то почувствовали.
(3-4 мин.)
2. Техники на принципе резонанса, вибрации.
Воспитатель: Давайте поиграем в паровозик. Я буду паровозом, а вы -вагончиками. Сначала надо построить паровозик и вагончики! Возьмите в руки молоточки, стройте каждый свой вагончик. (Дети постукивают себя пальчиками и кулачками по голове плечам, рукам, туловищу, ногам.) Хорошо!
Помогите  своему соседу построить вагончик
(Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и кулачками по спине соседа, стоящего впереди)
Хорошо!
А теперь помогите соседу с другой стороны
(Дети поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение.)
Хорошо!
(2-3 мин.)
Воспитатель: Новые вагончики надо покрыть краской, чтобы они были красивые. Закройте глаза, постарайтесь увидеть тот цвет, в который вы хотите покрасить свой вагончик. Какой цвет увидели? (Разные ответы детей.) 
Красим! (Воспитатель проводит руками по телу с головы до пяток, дети повторяют движение.)
А теперь - посушим краску. Давайте подвигаемся, чтобы краска быстрее высохла. Сначала посушим верхнюю часть вагона. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
А теперь - все остальное. (Дети трясут руками, часто топают ногами, подпрыгивают; хлопают себя по ногам.)
Хорошо!
Повернитесь лицом в круг, посмотрите друг на друга. Вы построили очень красивые новенькие вагончики. Теперь можно отправляться в путь.
(Дети встают в затылок друг другу, кладут руки на плечи впереди стоящему.)
Воспитатель: Паровозик из Ромашково отправляется с третьего пути! Просим пассажиров занять свои места!
Чух-чух, чух-чух, наш паровозик тронулся! Поехали! (Воспитатель ведет колонну «змейкой», все продвигаются, часто топая ступнями.) 
Загудел паровоз,
Он вагоны повез.
Новенький, блестящий, Совсем как настоящий! У-у-у
(Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком \ у \, поколачивая по груди кулачками.) 
Хорошо! (2-3 мин.)
Воспитатель:
Наши пассажиры в поезде сидят. Все с интересом в окошечки глядят.
Давайте превратимся в пассажиров и сядем в вагончики! (Дети садятся на пол, руки в упоре сзади.)
Наш поезд едет по кочкам, по кочкам.
 (Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро подпрыгивают вверх - вниз, опираясь на руки.)
-А теперь едем по ровненькой дорожке.
(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро двигаются вперед - назад.)
Затрясло вагончик на повороте.
(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро покачиваются вправо- влево.)
(Упражнение повторяется 3 раза.)
Хорошо!
(2-3 мин.)
Воспитатель: Паровозик устал и остановился на лесной полянке. Это был очень добрый паровозик, который любил птичек, природу, цветы. Давайте и мы с вами выйдем из вагончиков и поиграем в игру «Шла коза по лесу».
(Дети встают в круг в затылок друг другу. Водящий (коза) стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все двигаются по кругу, часто топая ступнями.)
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
(Дети останавливаются. Тот, кто стоит напротив «козы», становится принцессой, выходит в центр круга и танцует с козой, остальные дети танцуют в кругу.)
Давай коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!
(Прыжки на пятках.)
И ручками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!
(Потряхивание кистями рук.)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем!
(Частое топанье ступнями,)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем!
(Хлопки в ладоши.)
(Выбирается новый водящий и игра повторяется.).
Хорошо! (3-4мин.)
Воспитатель: Паровозик из Ромашково отправляется домой! Просим пассажиров занять свои места!
Чух -чух, чух-чух, наш паровозик тронулся! Поехали!
(Воспитатель ведет колонну детей «змейкой». Все двигаются, часто топая ступнями.)
Вот, мы и приехали. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки.
 Закройте глазки и понаблюдайте; что происходит внутри вас. 
Мысленно поблагодарите всех своих друзей, с которыми вы играли,
 всех родных и любимых людей, природу - все и вся. Откройте глаза.
 Расскажите, пожалуйста, если вы что-то почувствовали
Хорошо!   Я желаю, вам всем здоровья!

Использовались материалы с сайта "Дошколенок" Комплекс антистрессовой гимнастики для дошкольников «Паровозик из Ромашково»


Автор: Назаренко Марина Александровна 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.