Авторский проект "Школа для родителей"
Автор: Михайлова Наталья Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ:- Паспорт педагогического проекта
- Пояснительная записка
- Цель и задачи проекта
- Содержание работы по проекту
- Заключение
- Литература
- Приложение к проекту
I. ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Школа для родителей»
Структура | Содержание |
Тема | «Школа для родителей» |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагога дополнительного образования с родителями учащихся ДШИ |
Проект разработан | преподавателем Высшей категории по классу гитары Михайловой Н.М. |
Участники проекта | Педагог дополнительного образования, родители, дети |
Возраст участников | Родители: 25 – 50 лет; дети: 6 – 17 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: - творческий, - практико-ориентированный По количеству создателей проекта: - личный По количеству участников, вовлеченных в проект: - групповой По продолжительности: - 3-х летний По профилю знаний: - межпредметный проект По уровню контактов и масштабам организации: - на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | 1) Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса. 2) Создание системы сотрудничества школы с семьей. 3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей. 4) Повышение имиджа ДШИ и класса педагога. |
Задачи проекта | 1) Работа по возрождению интереса родителей к школе и школьной жизни; 2) Побуждение родителей к творчеству через участие в школьных мини-проектах различной направленности; 3) Организация социально-психологического обучения родителей; 4)Ориентация родителей на содержательные виды организации досуга (творчество) через прямое информирование, интернет и СМИ; 5) вовлечение в школьную деятельность родителей и детей; 6) Повышение престижа здорового образа жизни; 7) Появление материала готового к внедрению и использованию в школах. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов - Систематизация работы по использованию разнообразных техник в деятельности с учащимися и их родителями. - Повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку. Продукты деятельности педагогов:
- Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылокдля творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем. - Совершенствование умений и навыков детей в освоении гитары. - Педагогическая поддержка успешности ребенка в творческом самовыражении. Продукты деятельности детей:
- решают оперативные вопросы; - участвуют в подготовке концертных номеров; - обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Продукты деятельности родителей:
|
Этапы работы над проектом | 1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Направление деятельности: информационно-методическое - Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта. Разработка учебно-методического комплекта:
- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта. - Выявление уровня интереса и знаний детей Форма организации:
|
Этапы работы над проектом | 2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта Направление деятельности: познавательное Форма организации:
Форма организации:
|
Этапы работы над проектом | 3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе. Направление деятельности: практическое Форма организации:
|
II. Пояснительная записка
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания.
Важным звеном в построении работы педагога ДШИявляется взаимодействие с родителями учащегося.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны не только образовательной школы, но и педагогов ДШИ. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у родителей между собой и между родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: преподаватель, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает, то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Существуют такие формы взаимодействия педагога и родителей:
Индивидуальные:
1. Посещение на дому.
2. Приглашение в школу.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Переписка.
1. Посещение семьи на дому.
Эту форму работы я использую редко, при острой необходимости и кто в этом нуждается.
Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
2.Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т.д. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке я выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка (эл. дневник) В работе с родителями переписку использую довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Удобная форма взаимодействия(отметки, объявления, фото мероприятий, рекомендации…)
Групповые:
1. Родительский лекторий.
2. Тематические консультации.
3. Родительскийобмен опытом.
В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия Родители помогают в организации и проведении конкурсов, экскурсий,походов,праздников, поездок в театры, классных часов. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой,со своими детьми – удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями.
Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничестве, вместе с родителями рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен.
III. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
- Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.
- Создание системы сотрудничества школы с семьей.
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
- Повышение имиджа ДШИ и класса педагога.
- Работа по возрождению интереса родителей к школе и школьной жизни;
- ü Побуждение родителей к творчеству через участие в школьных мини-проектах различной направленности;
- ü Организация социально-психологического обучения родителей;
- ü Ориентация родителей на содержательные виды организации досуга (творчество) через прямое информирование, интернет и СМИ;
- ü вовлечение в школьную деятельность родителей и детей;
- ü Повышение престижа здорового образа жизни;
- ü Появление материала готового к внедрению и использованию в школах.
Педагогическая ситуация в школе
В результате анализа педагогической деятельности и опроса некоторых родителей выявлены следующие проблемы:
- Снижение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы.
- Низкая творческая и интеллектуальная активность родителей.
- Низкий % посещаемости концертов.
- Ниже среднего педагогический и культурный уровень родителей.
- недостаточная информатизация внутреннего пространства школы.
1) Работа по увеличению интереса родителей к занятиям ребёнка в ДШИ;
2) Побуждение родителей к поддержке творчества детей через участие в школьных мероприятиях;
3) Организация социально-психологического обучения родителей;
4)Ориентация родителей на содержательные виды организации досуга (занятия музыкой) через прямое информирование и интернет;
5) Повышение престижа здорового образа жизни;
6) Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации;
7) Появление материала готового к внедрению и использованию в ДШИ, ДМШ.
Целевая аудитория:родители, учащиеся.
Статистические данные по реализации проекта
№ | Показатель | Всего |
1. | Количество людей, задействованных в проекте: | 50 |
а) | детей | 15 |
б) | педагогов | 1 |
в) | Родителей (бабушек, дедушек) | 25 |
Основные мероприятия:
- Обновление структуры родительского собрания в школе.
- Разработка примерных тем родительских собраний.
- Разработка лекций для родителей, сценариев мероприятий.
- Разработка анкет для родителей.
- Презентация о школе и классе.
- Конкурс сочинений «Я учусь в ДШИ».
- Создание методической копилки психолого-педагогических тем для просвещения родителей.
Родительские собрания: | Лекции | ИТОГ ГОДА |
1 раз в полугодие | 2 раза в учебный год | Технология подведения итогов жизни класса. |
Содержание работы | Сроки |
Разработка нормативно-правовой базы проекта Работа с родителями будущих первоклассников. | Август |
Подбор материалов для методической копилки и медиатеки психолого-педагогических тем, презентаций, видеофильмов. Планирование работы проекта “Школа+Семья=Успех” на учебный год. | Август |
Родительское собрание | Август |
Родительское собрание, анкетирование родителей | Декабрь |
Школьный конкурс «Созвучие – 2020» | Февраль |
Открытый академический концерт | Март |
Конкурс сочинений «Я учусь в ДШИ» | Январь |
Выход с концертами в дошкольное учреждение. | Ноябрь |
Подведение итогов. | Май |
Подготовка отчета по реализации проекта. Планирование дальнейшей работы. | Июнь |
Описание возможностей организации и квалификации сотрудников проекта
№ п/п | Ф.И.О. | Основная должность | Должность по проекту |
1. | Михайлова Н.М. | Преподаватель | Организатор; участник разработки проекта; координатор; составляет план работы проекта “Школа для родителей» на учебный год |
2. | Родители учащихся |
Ресурсная база организации проекта
- Школа оснащена необходимым для этого оборудованием.
- Для встреч с родителями есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников – актовый зал. Для родительских собраний большой класс.
“Ожидаемые результаты”
- установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
- творческое развитие и образование каждого ребенка;
- накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта;
- удовлетворенность родителей содержанием и результативностью деятельности ребенка в образовательном учреждении;
- повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;
- появление материала готового к внедрению и использованию в ДШИ, ДМШ.
Конкретные ожидаемые результаты проекта
Рекомендации | Ответы | Какими документами будет подтверждено | |
Опишите, как выполнение проекта повлияет на реальную ситуацию в школе, что изменится в результате реализации проекта | Будет создан реальный инструмент, адаптированный и готовый к внедрению в образовательный процесс школы, в данный момент такой инструмент отсутствует. Наличие положительного опыта сотрудничества. | Отчет о проделанной работе. | |
Докажите соответствие результатов цели, задачам проекта | В результате реализации проекта создается инструмент для достижения поставленной цели. | Отчет о проделанной работе. | |
Какие организации получат пользу от реализации проекта | ДШИ №3 | Дипломы, грамоты, благодарственные письма школьного и городского уровня. | |
Назовите конкретные количественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта | Проведение не менее 3 родительских собраний в классе, 2 классных лекций, Проведение анкетирования родителей. Конкурса сочинений. | Протоколы родительских собраний.Материалы лекций. Пополнение методической копилки школы. | |
Назовите конкретные качественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта | Получение качественного, продукта, адаптированного к условиям и требования современной школы, путем апробации разработанных материалов в условиях школы. | Отчет о проделанной работе. | |
Эффект проекта в долгосрочной перспективе | Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации. Появление материала готового к внедрению и использованию в ДШИ, ДМШ. |
Диагностики
- Анкетирование родителей
- Карта воспитанности учащихся школы.
- Анкеты «Детско-родительские отношения», «Стиль воспитанности в семье», «Идеалы детей» и др.
Методы и формы отслеживания результатов
- Анкетирование родителей;
- Проведение “Дня открытых дверей”, где обобщить опыт работы с родителями;
- Участие родителей в совместных школьных проектах;
- Подведение итогов, награждение;
- Диагностика, социометрия (начальная, промежуточная, итоговая);
- Выявление итогов исследовательской работы: деятельность по отслеживанию творческих достижений детей; диагностика и выявление одаренных воспитанников – пополнение портфолио учащихся школы;
- Подведение итогов и награждение лучшей творческой семьи;
- Организация фотовыставки “Я и моя семья”;
- Представление информации о результатах работы по проекту на совещаниях МО.
Количество:
- привлеченных детей;
- привлеченных родителей;
- распространенных объявлений, листовок, открыток, буклетов, презентаций;
- выступлений детских коллективов перед жителями микрорайона, родителями, воспитанниками д\сада;
- часов для исследования и обработки
- заседаний родительской общественности.
- повышение информированности детей, родителей и жителей микрорайона о работе школы;
- Эстетическое, патриотическое и краеведческое воспитание детей;
- Повышение имиджа школы; приобретение опыта работы с жителями микрорайона;
- Повышение уровня воспитанности учащихся школы;
- Налаживание партнерских отношений между образовательными учреждениями;
- Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации. Появление материала готового к внедрению и использованию в школах;
- Повышение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы.
Итак, что же даёт работа над проектом?
- Формирование навыков сотрудничества.
- Формирование принципов повседневной жизни.
- Просвещение в отдельных вопросах.
- Формирование навыков совместной работы педагога – ученика – родителей.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Литература
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.
- Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.