Развитие любознательности старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

Автор:Храмова Татьяна Бердиевна

 «Прежде чем давать знания, 
надо научить думать, воспринимать, 
наблюдать.»
В. Сухомлинский

Детство – очень короткий и яркий период в жизни человека, в который формируются необходимые ребёнку умения и навыки, закладывается основной багаж знаний. Именно поэтому в этот период, наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребёнка, в процессах его социализации имеет познавательная деятельность. В ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.  Этот вид деятельности понимается нами не только как процесс усвоения готовых знаний, но и как поиск этих знаний. И добывает их ребёнок самостоятельно или  под тактичным руководством взрослого в процессе взаимодействия, сотрудничества или сотворчества. А знания, добытые самостоятельно, всегда являются наиболее прочными. «Чем больше ребёнок видит, слышит, и переживает, чем больше он узнаёт и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологии Л.С. Выгодский.

Познавательное развитие является единицей образовательной программы дошкольного образования и направлено на развитие у детей познавательных процессов. Чем старше ребёнок, тем сильнее его интерес к явлениям и предметам, которые не входят в окружение ребёнка и его практический опыт. Поэтому часто возникает проблема поиска метода для удовлетворения познавательно-исследовательского интереса у дошкольников и проявления детской инициативы в образовательном процессе. Знакомство с книгой Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» показало, что предлагаемая автором методика даёт большие возможности для реализации задач познавательного развития дошкольников. Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми является основной формой работы. Четыре культурно-смысловых контекста, обозначенные автором книги – коллекционирование, опыты (экспериментирование), «путешествие по карте», «путешествие по реке времени» - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Актуальным для развития у дошкольников любознательности, познавательного интереса и   формирования элементарных естественнонаучных представлений является, по моему мнению, детское экспериментирование.

      Старший дошкольный возраст – самоценный этап в развитии познавательной активности ребёнка. В этом возрасте исследовательская деятельность выделяется в особый вид деятельности ребёнка. Так как знания и умения, которые дошкольник получил в результате исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее, чем те, которые ребёнок получил в. готовом виде.
Основной цельюмоей работы является создание условий для развития познавательной активности, любознательности старших дошкольников; через исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; развитие стремления к самостоятельному познанию, умению анализировать и делать выводы. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
  • создать условия для свободного экспериментирования детей с объектами окружающего мира:
  • развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования через создание проблемной ситуации;
  • учить наблюдать, сравнивать, запоминать, экспериментировать, планировать свою деятельность и делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • расширять и накапливать конкретные представления о свойствах различных объектов живой и неживой природы;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • Вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Для решения поставленных задач в своей работе я опиралась на следующие принципы.
  • Принцип научности -  предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными методиками.
  • Принцип активного обучения – предполагает организацию детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путём решения доступных проблемных задач.
  • Принцип креативности – предусматривает способности переносить ранее полученные навыки в самостоятельной деятельности, самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
  • Принцип доступности – предполагает построение процесса обучения дошкольников на соответствующих возрасту детей формах работы.
  • Принцип целостности – основывается на непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности – обеспечивает единство развивающих, обучающих и воспитательных задач.
  • Принцип результативности – предусматривает получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания – обеcпечивает гуманный подход к целостному развитию ребёнка.
Особенность познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, заключается в том, что ребёнок знакомится и познаёт объект в процессе практической деятельности с ним. Эти действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию и создают условия, при которых раскрывается содержание данного объекта. Ведь ребёнок усваивает прочно и надолго всё, если видит, слышит и делает сам. Н.А. Короткова пишет: «Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире».    На этом основано детское экспериментирование.
      Особенности детского экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н,Н, Поддъякова, А.И. Савинкова и других. Н.Н. Поддъяков указывает, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний и новых сведений. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» - писал Н,Н, Поддъяков.  По его наблюдениям, в период дошкольного детства «островки исследовательской деятельности сопровождают игу, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала». Он считает, что исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как?). В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а «в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. По мнению А.И. Савенкова, познавательно-исследовательская деятельность дошкольников является особым видом интеллектуально-творческой деятельности «порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения». Благодаря этой деятельности в сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Очень важно и то, что исследовательские навыки и умения, полученные в играх и специально организованном экспериментировании, в дальнейшем легко переносятся в другие виды деятельности. Преимущество детского экспериментирования неоспоримо. Выдающиеся педагоги и психологи говорили и говорят об этом (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, В.В. Запорожец, И.П. Лернер, Г.И. Щукина). Но несмотря на это в дошкольных учреждениях этот метод применяется не часто.
Новизна моего опыта состоит в:
  • комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, адаптированных для старших дошкольников;
  • организации экспериментальной деятельности в форме партнёрской (совместной) деятельности со взрослым;
  • создании специально организованной предметно-развивающей среды; 
  • взаимосвязь НОД с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью;
  • взаимодействие с родителями воспитанников.
Моя работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 2 лет в старшей и подготовительной группе. Для успешной активизации детской любознательности и инициативы, направленной на экспериментальную деятельность, необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Сделав анализ развивающей среды своей группы, я пришла к выводу о необходимости ее дополнения и переоборудования в направлении полной доступности для детей
В нашей группе   центр экспериментирования оборудован так, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Оборудована мини-лаборатория
В содержание мини-лаборатории входит: природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, пробирки разной величины, мерные стаканчики, различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки,   весы для измерения сыпучих материалов, приборы для наблюдения за насекомыми, водяная мельница, микроскоп, предметы для экспериментирования с водой и воздухом, созданные и постоянно пополняющиеся коллекции пуговиц, часов, бумаги и тканей. Не все материалы находятся там одновременно, содержание периодически меняется.
       Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования   центр постоянно пополняется предметами для экспериментирования, познавательной литературой, книгами о животном и растительном мире, картинками. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы побуждают детей на экспериментирование с использованием новых материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.  Наблюдая за деятельностью детей, я выделила некоторые объекты неживой природы, которые вызвали особый интерес у детей и начала формировать картотеку игр и опытов. 
      Свою работу с детьми я строю с учётом не только обще дидактических принципов, но и современных подходов к обучению (личностно-ориентировочный подход, интеграция содержания разных областей знаний, комплексный подход к решению задач). Использую различные формы организации детей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные – в том случае, если исследуемый объект находится в единственном виде или не может быть дан в руки детям.  Тогда опыт демонстрирует воспитатель, а дети наблюдают за его действиями. Чаще всего провожу занятия по подгруппам по 7-10 детей. Это обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого ребенка, возможность установления обратной связи с педагогом. Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям даются от имени героев эколят - Елочки и Умника. Интересно наблюдать, как дети рассказывают им что может утонуть, а что нет, и где можно найти воздух. Так же поддержанию интереса к исследовательской деятельности способствуют:
  • реальные события: яркие природные явления и общественные события;
  • события специально «смоделированные» воспитателем: внесённые в группу предметы, которые вызовут у детей исследовательский интерес (магниты, коллекции минералов);
  • воображаемые события, происходящие в художественном произведении;
  • события, происходящее в жизни группы;
  • совместно организованные опыты и эксперименты.
Для более успешного проведения опыта использую алгоритм организации экспериментирования с детьми:
  • Постановка проблемы, которую надо решить;
  • Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему;
  • Поиск возможных путей решения проблемы;
  • Проведение опыта;
  • Анализ полученного результата;
  • Формулирование выводов.
В ходе экспериментирования учу детей задавать вопросы, соблюдать последовательность действий. После каждого экспериментирования приучаю детей к самостоятельной уборке своих рабочих мест. Также в ходе экспериментальной деятельности детям прививаются навыки сотрудничества, межличностного общения. Дошкольники учатся договариваться, слушать друг друга. Более активных детей ставлю в пару с застенчивыми для взаимопомощи.
Процесс детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности дети используют упражнения и проблемные ситуации, которые затрагивают разнообразные объекты природы или я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей. Так, например, на прогулке мы замечаем, что из темного песка мы можем слепить замок, а из светлого не. Возникает вопрос: «почему?». Пробуем полить водой светлый песок – он становится темным, сырым, а значит из такого песка можно слепить замок. Вывод: если песок полить водой – он становится сырым и из него можно лепить любые постройки.
В начале проведения работы были выделены следующие ожидаемые результаты:
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций и любознательности
  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности 
  • Обогатить развивающую предметную среду в группе
  • Развить собственный познавательный опыт 
  • Сформировать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность
Результативность.
1. Реальный вклад. В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности: 
  • дети используют усвоенные в экспериментальной деятельности знания в различных видах деятельности
  • изменилось качество умственной деятельности детей (умеют видеть проблему, практически реализовывать активность, самостоятельность в ее решении)
  • дети научились объединяться в группы для решения проблем, договариваться между собой, распределять действия при сотрудничестве
  • пользуются приборами-помощниками при проведении экспериментов, соблюдая правила безопасности при исследовании
В процессе детского экспериментирования дети научились: 
  • Видеть и выделять проблему
  • Принимать и ставить цель
  • Решать проблемные ситуации
  • Анализировать объект или явление
  • Выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты
  • Выдвигать гипотезы, предположения
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент
  • Делать выводы
  • Фиксировать этапы действия и результаты графически
2. Стабильность. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, очень важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Это отношение я оцениваю по предпочтению к виду деятельности и по степени проявления познавательного интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей интерес. Опыты – это весело и увлекательно. Между тем в ходе опыта раскрывается причина наблюдаемого явления, дошкольники подводятся к суждениям, делают умозаключения, уточняются их знания о свойствах и качествах наблюдаемых объектов.  В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается любознательность, познавательная активность, расширяется кругозор, обогащаются знания о живой и неживой природе и взаимосвязях, происходящих в них, проявляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ познания им окружающего мира.
3. Доступность
Организация данной работы не доступна при наличии мини-лаборатории, материалов, образцов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, познавательная литература. Трудность заключается в нехватке необходимого оборудования. И ещё педагог должен сам много знать о свойства и качествах исследуемых предметов, чтобы ответить на возникшие у детей в ходе эксперимента вопросы.
4. Перспективы применения опыта.
По моему мнению данный опыт будет интересен педагогам, работающим со старшими дошкольниками и родителям, заинтересованными во всестороннем развитии детей.

Список литературы:
  1. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина.– М.: Сфера, 2013. – 145 с.
  2. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 127 с.
  3. Исакова, Н. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н. Исакова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
  4. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №3. – С. 12-15.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  6. Эксперименты с водой в старшей группе детского сада [Электронный ресурс] // URL: http://vospitateljam.ru/konspekt-zanyatiya-opytys-vodoj-v-starshej-gruppe

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.