Конспект открытого урока на тему: «Некоторые формы работы над ансамблевым исполнительством в классе баяна»

Автор: Сорокин Виктор Дмитриевич
Цель урока -показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля.
Задачи: 
1)Образовательная –       формирование умений и навыков игры в ансамбле.
2)Развивающая– развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата,слухового контроля учащегося.
3)Воспитательная– воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением.

Для этого урока я выбрал пьесу М.Глинки «Жаворонок». Хотелось бы сказать несколько слов о композиторе. Русский классик, написал великое множество произведений, особенно в жанре оперы и вокальной музыки. Особенно известны его романсы на стихи А.Пушкина. Так, и выбранное мной произведение является переложением романса «Жаворонок» для двух фортепиано. Это один из самых известных романсов Глинки. Композитор написал его на слова своего друга, поэта Нестора Кукольника. Эта вокальная миниатюра входит в цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом", созданный Глинкой в 1840 году, когда 36-летний композитор собрался за границу, и тема прощания с родиной объединила большинство песен. Прощаясь с Родиной, путешественник словно вызывает в своей памяти любимые картины родной природы, что выразительно отобразилось в романсе "Жаворонок".  Для того, чтобы иметь полное представление о романсе, я предлагаю Вашему вниманию видео его вокального исполнения известным русским лирическим тенором Сергеем Лемешевым.
            Сейчас я попрошу сыграть пьесу от начала и до конца.

Теперь можно приступить к практической части занятия. Одно из самых главных условий ансамблевого исполнительства является синхронное начало и окончание произведения. Поэтому,  сначала мы поработаем над вступлением. Обучающиеся обязательно должны в начале посмотреть друг на друга, чтобы убедиться в готовности к исполнению. После того как руки поставлены на клавиатуру,  вместе сделать вдох и начать. Поскольку в этом произведении партии вступают не одновременно, начать исполнение вместе проще. Теперь девочки должны понять, какая партия является солирующей, а какая аккомпанирующей. Глядя на ноты и с помощью слухового анализа обучающиеся определяют, что первая партия могла бы принадлежать вокалисту, а вторая концертмейстеру.  Исходя из этого, поработаем над балансировкой звука, пока только во вступлении. Начнем со второй партии, которая является чисто аккомпанирующей. У  Назара   в партии написаны аккорды. Как же мы будем их исполнять? Поскольку характер у романса очень нежный и печальный, аккорды следует брать очень мягко, без резких толчков. А для плавности перехода одного аккорда в другой мы будем использовать запаздывающую педаль. Важно обратить внимание, на момент постановки ноги на педаль, она должна ложиться мягко и без замаха, и конечно только после взятия ноты (аккорда).  А вот у Саши  в первой партии во вступлении звучат интонации, напоминающие трели жаворонка. Мысленно представляем образ этой маленькой легкой птички, и делаем вывод, что первая партия должна звучать здесь легко и воздушно. Поскольку мелодия здесь переходит из руки в руку, важно поработать над плавностью голосоведения, таким образом, как это звучало бы, если бы было написано для одной руки. Далее переходим непосредственно к куплету, и опять начнем с работы над второй партией. В силу возраста, ребенку трудно мыслить и чувствовать ее функционально, поэтому много времени ушло на заучивание текста. Поскольку основная мелодия звучит в первой партии, наша с Лидой задача не перегружать ее звуком. Для начала разберем функции партий правой и левой рук. По всем законам аккомпанемента, бас является основой, «фундаментом» для всего произведения. Берем его мягко, но звучно, как бы погружаясь в клавишу до самого дна. Ноты правой руки являются гармоническим заполнением баса, поэтому не являются как бы фоном. Это можно сравнить с картиной, где присутствует основное изображение и задний фон. Играем их легко и нежно, окутывая бас и не мешая основной мелодии. Важно также рассмотреть аккомпанемент с точки зрения метроритма. Бас выпадает  на первую, сильную, и на третью, относительно сильную долю, далее идет движение по восьмым. Те ноты, которые звучат на счет «и» должны звучать максимально тихо, как самые слабые доли. Теперь перейдем к мелодии, т.е. к первой партии. Раз мы решили, что она могла принадлежать вокалисту, то и играть ее нужно соответственно певуче и нежно. Здесь главная задача не выталкивать звуки, а брать мягко, плавно переводя один в другой так, как мы бы это сделали голосом. В ходе мелодии появляются шестнадцатые, которые обязательно нужно пропеть, не ускоряя темп, уделить внимание каждой нотке. Также нужно следить, чтобы короткая длительность (восьмая или шестнадцатая) после предыдущей длинной не выталкивалась. Для этого мы просто возьмем ее тише, а в случае с шестнадцатыми еще и выведем на крещендо к следующей, опорной половинной ноте. Далее необходимо обратить внимание на то, что мелодия сперва проводится одноголосно, а потом удваивается в октавный унисон. Поскольку по логике два голоса звучат объемнее, чем один, при удвоении мы должны играть более звучно и глубоко, тем более, что начальный мотив повторяется, и чтобы избежать однообразного звучания, нужно динамически усилить это проведение. После этого соединяем обе партии с учетом проделанной работы, внимательно слушаем друг друга. Поскольку мы еще только учимся слушать друг друга, можно провести следующую работу: девочки играют одновременно, но одна партия звучит на pp, а другая на mf. Затем нужно поменяться динамикой. Таким образом, обучающиеся учатся слышать партии друг друга. После этого ученики должны распределить динамику в итоговом варианте (I – mf, II – л.р. mp, пр.р. pp). Ученики должны понимать, что первая партия является ведущей, а вторая всячески ей помогает в плане выразительности звуковедения.
Для помощи в запоминании текста второй партии и для осознания певучести первой, я распечатал слова первого куплета для учеников и сейчас хотел бы попросить их спеть дуэтом, а я им помогу: буду играть аккомпанемент для Саши) и помогать держать интонацию (партия Ксюши). Поскольку темп, в котором мы работали, был медленный, девочкам тяжело петь и держать дыхание. Исходя из этого, делаем вывод, что темп должен быть  более подвижным. Теперь я попрошу девочек снова исполнить это произведение целиком, но уже с учетом проделанной нами работы.
Таким образом, мы планируем и дальше работать над этим романсом для достижения наилучшего результата.
Следующее произведение, которое мы бы хотели вам показать, это русская народная песня «Светит месяц» Это произведение находится у нас в работе около месяца, поэтому здесь мы поработаем над общим художественным смыслом. Для начала девочки скажут, что значит понятие народной песни (Песня, написанная не одним композитором, а народом). Я представляю вашему вниманию исполнение этой песни Ансамблем русской песни «Воронежские девчата».
 Характер у песни веселый, задорный. Сейчас  ученики постараются исполнить нам ее от начала до конца.
В этом ансамбле также хотелось бы обратить внимание на общее вступление. Поскольку обе партии начинаются одновременно, здесь очень важно начать вместе. В силу возраста девочкам пока еще сложно понять что такое ауфтакт, поэтому на данном этапе мы будем начинать после отсчета на «три, четыре». После слова «четыре» девочки как бы отталкиваются, и создается ощущение того самого ауфтакта. Конечно, в дальнейшем мы уберем отсчет, а пока это используется для облегчения задачи одновременного вступления на начальном этапе.
Теперь рассмотрим произведение по форме. Условно здесь можно увидеть 3 раздела, каждый из которых имеет свой характер. Посмотрим первую партию. Мелодия начинается одноголосно, потом ее подхватывает второй голос. С чем это можно сравнить? С тем, как один человек запевает песню, а хор его подхватывает. А поскольку регистр ближе к высокому, можно предположить, что запевают девушки, поэтому по динамике это должно звучать весело и активно, но при этом нежно. Посмотрим партию аккомпанемента. Как мы уже говорили в предыдущем произведении, основой является бас, а аккорды правой руки – гармоническим заполнением. Поэтому бас мы берем более глубоко и активно, а аккорды тише и легче. Во втором разделе мелодия уходит ко второй партии и звучит в низком регистре. Так могут петь юноши, которые вышли после девочек. Теперь ведет Саша, а сопровождающая партия перешл Назар Он должен  лишь только поддержать, поэтому по динамике будет звучать легко и ненавязчиво. В одном месте у первой партии звучит подголосок к основной теме, и провести его нужно очень нежно и певуче.
Третий раздел  снова отдает мелодию в первую партию, где она звучит поступенно восьмыми, т.е. более короткими длительностями. Здесь Саша представляет, как на первый план выходят мелкими шажочками девушки, причем переступают они так, как в известном русском народном ансамбле «Березка», а именно таким образом, что самих шагов из-под длинных юбок не видно, и создается впечатление, как будто девушки «плывут». Можно представить, как они начинаю закручиваться в хоровод, сперва в один ряд, а потом, при подключении второго голоса – в два. Соответственно должна звучать и вторая партия, чтобы ни в коем случае не «утяжелить» наших «девушек».
Этот раздел сочетает в себе признаки двух предыдущих, в первой половине солирует первая партия, во второй – вторая. Можно представить, как к хороводу девушек присоединяются юноши, и начинает кружиться один большой общий хоровод, что и становится кульминацией праздника. Не забудем и про одновременное окончание, снятие рук. Поскольку начинали мы с отсчета, то и закончить можем подобным образом, только на этот раз считать будут обе девочки и про себя (на 3-4) и при этом они будут внимательно смотреть на руки друг друга, чтобы снять одновременно.
И, как итог проделанной нами работы, девочки постараются исполнить это произведение от начала до конца, учитывая мои предыдущие замечания.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.