Развитие предпосылок инженерного - математического мышления у дошкольников
Автор: Васильева Т.А.
создание условий для развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности.
Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижения цели:
- Создавать оптимально-насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду с учётом интересов и потребностей детей.
- Разработать интересные, универсальные пособия.
- Развивать у детей интерес к математике через дидактические игры, созданные на основе моделирования и конструирования.
- Формировать у детей общеучебные умения и навыки (обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
- Учить аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Осуществлять работу совместно с родителями по развитию инженерно-математического мышления детей.
1.1Особенности актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):
Дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры Программы, которые выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. На этапе завершения первого дошкольного уровня общего образования у детей дошкольного возраста формируются предпосылки к учебной деятельности (п.4.7 ФГОС ДО). Чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
С раннего детства ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо ребенку уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, дети легче понимают отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить на основе словесных объяснений.
Способность к использованию в мышлении модельных образов, становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства. Новосибирск является крупным промышленным центром, востребованными профессиями через 10 -20 лет, безусловно будут инженеры-конструкторы, которые будут проектировать новое оборудование и изобретать более современную технику. Современный мир требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам современного человека, а также к его творческим способностям.
По мнению многих родителей нередко занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму. А между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Я считаю, что математика является мощным фактором развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества дошкольников: внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Является «открытием» закономерных связей и отношений окружающего мира.
В своей профессиональной деятельности поставленные задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Организую дидактические игры с игрушками, картинками, мячами, кубиками, разными видами конструктора, использую картон, бумагу.
Особенности образовательной организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ № 15 расположено на Станиславском жилом массиве. В соответствии с уставом МБОУ СОШ №15 осуществляет образовательную деятельность по трём адресам: ул. Немировича-Данченко 20/2, 20/1, 6/1.
Реорганизация школы – 2008 г (приказ № 3962 от 07.03.2008 г.) На основании распоряжения от 20.05.08 года общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №15 была переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15».
С 2018 года директор ОУ – Гудымова Оксана Викторовна.
Школа осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уровнями общего образования:
- дошкольный уровень образования (нормативный срок освоения 5 лет);
- уровень начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года);
- уровень основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет);
- уровень среднего общего образование (нормативный срок освоения 2 года).
В МБОУ СОШ № 15 функционирует 17 дошкольных групп общеобразовательной направленности. Используется вариативная форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания детей для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Численный контингент воспитанников на 01.09. 2018 составляет 445 человек.
Основные участники реализации Основной образовательной программы уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Состояние здания и всех помещений – удовлетворительное. Созданы комфортные и безопасные условия пребывания детей и сотрудников, соответствующие современным требованиям. Условия группового помещения соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
Большое количество групп одной возрастной категории даёт возможность воспитателям разрабатывать и проводить совместные мероприятия по возрастным параллелям.
Совместная деятельность с коллективом педагогов МБОУ СОШ № 15 позволяет реализовать одну из главных задач ФГОС ДО (п. 1.6.3): преемственность программ дошкольного и начального общего образования.
1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности в межаттестационный период:
В своей деятельности дошкольная образовательная организация руководствуется следующими основными нормативно – правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
- Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220) изменения от 21.01.2019г.
Уровень дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 располагает помещениями, необходимыми для организации воспитания, обучения и оздоровления детей.
Информационная система уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 включает:
• базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP;
• выход в Интернет на уровне дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 осуществляется через Модем; Wi-Fi;
• аппаратный комплекс:
№ п/п | Наименования | Коли-чество |
1 | Компьютер стационарный | 6 |
2 | Ноутбук | 4 |
3 | Принтер | 1 |
4 | МФУ | 2 |
5 | Цветной принтер | 2 |
6 | Телевизоры | 10 |
7 | Музыкальный центр | 3 |
8 | Видеокамера | 1 |
9 | Цифровой фотоаппарат | 2 |
10 | Ламинатор | 1 |
11 | Брошюратор | 1 |
12 | Мультимедийный проектор | 2 |
13 | Мультимедийный экран | 2 |
14 | DVD | 2 |
15 | Видеопроектор | 1 |
По адресу: ул. Н-Данченко 20/1 оборудован музейный уголок «Русская горница», где можно познакомиться с историей предметов быта русского народа.
Развивающая предметно-пространственная среда способствует полноценному физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
Все помещения дошкольных групп оснащены необходимыми учебно-методическими материалами, играми и игровыми пособиями.
На сегодняшний день в нашей группе «Березка» 25 воспитанников. В этой группе, я провожу работу по реализации инновационного проекта, направленного на формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с новым интересным математическим пособием.
В группе создан математический уголок, который включает в себя:
- Различный счетный материал: матрешки , камешки, стеклярус и т.д.
- Раздаточный материал: полоски разной длины, ширины, высоты и цвета цифры от 1-10, Плоский – наборы геометрический фигур, знаки, линейки.
- магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.
- Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:
- Дидактические игры с наглядным материалом: «Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Найди лишнее», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Угол», «Сосчитай-ка», «Сравни домики», «Найди соседей числа» и т.д.
- Дидактические пособия: модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради.
- Настольно-печатные и развивающие игры: «Мозаика», «Количество и счет», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, времена года и т.д.), «Части целого».
- Материалы для индивидуального развития: карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, шашки, «Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам». Приложение 1
- Крупный напольный конструктор.
- Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.
- Конструктор типа «Лего».
- Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).
- Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная.
- Пластиковый конструктор креплениями на гайках и винтах.
- схемы, рисунки и фото построек. Приложение 2
Обогащение и насыщение образовательного процесса исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством происходит, как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности детей, на праве выбора, индивидуализации процесса, с учётом формирования интересов и предпочтений детей и родителей.
1.3. Участие аттестуемого в разработке программно–методического сопровождения образовательного процесса:
- Являюсь соавтором Рабочей программы старшей группы «Березка» на 2018-2019 учебный год. Программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и Основной образовательной программы дошкольного образования уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15, разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Приложение 3
- Разработала и реализовала тематический проект «Развитие инженерно-математического мышления детей» Приложение 5
- Разработала дидактическое пособие «Математический сундучок». В него вложила разнообразные дидактические игры, картинки, карточки для разных разделов математики, таких как: количество и счет, величина и ее измерение, форм, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и пластиковые трубы для конструктивно-модельной деятельности и развития творческих и технических способностей дошкольников. Приложение 6
- Разработала перспективный годовой план занятий ДОПИСАТЬ Приложение 7
Для реализации задач ФГОС ДО разрабатываю дидактические игры и пособия, которые наиболее интересны детям дошкольного возраста, а также использую различный дидактический и наглядный материал, способствующий лучшему развитию детей. Приложение 8
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, LEGO...
Накопленный материал в виде карточек, дидактических игр и заданий, раздаточного материала и т.д. решила объединить в одно целое: «Математический сундучок». Чудо- сундучок позволяет быстро, удобно, интересно использовать материал для развития математических способностей у ребенка. Приложение 6
Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, так как применяются в продуктивной и игровой деятельности, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО. Для более эффективного формирования элементарных математических представлений у дошкольников, использую кубики, счетные палочки, бумагу, строительный материал, конструкторы...
Не маловажное значение имеет гендерный состав группы детей. В нашей группе 55% мальчиков, да и девочки с интересом играют в строительные игры. Почему бы не использовать это в своей работе. Как нам известно, ребенка привлекает новизна!
Мне пришла такая мысль, а что если я попробую использовать в своей работе пластиковые трубы!!! Да, именно те трубы, которые используют в сантехнике! И в чемоданчик они легко поместятся!
Такое неординарное решение привело к интересному результату. Как оказалось на практике, из них можно было делать не только простейшие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник), но и строить для мишки и мышки домики, для принцесс большие и маленькие башни, но и собирать более сложные постройки по схемам.
Мы научились сооружать свою «счетную машинку», которая позволяет легко выучить состав числа из двух меньших, а это в дальнейшем пригодится каждому ребёнку в школе и в повседневной жизни. Играя, конструируя из необычного материала, ребенок незаметно для себя учится считать, складывать разное количество предметов, определять общее количество. Приложение 9
А вот разделить можно ли? Да!
Используя конструирование на практике, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия: разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель, понимает взаимосвязь строения и функции предмета. Такая деятельность позволяет дошкольнику выстраивать логические цепочки, связи, делать выводы и умозаключения. Что очень важно для математического развития и умственного развития детей в целом. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
Все это, безусловно, увлекает ребенка, является эффективным средством формирования математических, познавательных представлений у детей дошкольного возраста. Создание условий, в которых ребёнок становится самостоятельным субъектом поисковой деятельности.
В детском саду дети получают широкий простор и большие возможности для игры, детского конструирования и экспериментирования. А это - три кита, на которых держится современное дошкольное образование.
Цель наших занятий с новым пособием – удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-то своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом.
В процессе обучения исследовательскому поведению и экспериментированию выявляется уровень развития познавательной деятельности детей не только по отдельным аспектам (восприятие, мышление, память, воображение), но и в комплексе.
Мы научились сооружать модель, которая используется нами в экспериментальной деятельности.
Легко ли смешивать цвета? Конечно, да! Все это мы проделываем на практике. Смешиваем цветные жидкости, используя свой «трубопровод». Создавать новые цвета стало легко и очень интересно! Приложение 10
Занятия способствуют формированию общей готовности старших дошкольников к школьному обучению. Дополнительно осуществляется экологическое воспитание: уже использованный материал или предмет не выбрасывается, а превращается в полезную вещь, при этом не требуется больших затрат.
Мы стремимся к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Пошли дальше того, что им было предложено педагогом. Следует отметить, что планируемый результат достигается быстро, и это удобно, ведь время занятий для дошкольников ограничено (20-30 минут в зависимости от возраста).
В работе с детьми использую следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;
- совместные мероприятия с семьями воспитанников;
- непосредственно образовательная деятельность;
- индивидуальная работа с ребёнком;
- развлечения, досуги;
- проектная деятельность;
- проведение мероприятий с детьми (комплексные, тематические);
- организация виртуальных экскурсий «какие трубы используют в современных домах», «пластмасс на службе у человека»;
- рассматривание изображения конструкций из пластиковых труб, водопроводов;
- демонстрация опытов и экспериментов с использованием конструкции «трубопровод» родителям и детям младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет), учащимся 1-х классов;
- чтение художественной литературы;
- беседы и др.
Так как одной из главных целей моей работы с детьми является: создание условий для развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. Я провела анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний у родителей по развитию инженерно-математического мышления детей.
Проведённое анкетирование показало, что:
- 86% родителей считают, что конструирование только для игры;
- 76% считают, что конструирование способствует развитию способностей к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;
- 22% родителей считают, что конструирование развивает мышление, память, внимание.
- Только 2% родителей уверены, что конструирование способствует развитию инженерно-математического мышления.
- 86% считают конструирование в дошкольном возрасте необходимо, но как игра;
- Лишь 2% родителей считают, что в детском саду созданы условия для развития инженерно-математического мышления у детей;
- 4% детей проявляет интерес к конструированию дома, а родители просто достают коробку с лего
- для 2% родителей наглядная информация по развитию у детей инженерно-математического мышления интересна и полезна
- 98% считают, что информация отсутствует;
- 98% хотят больше узнать о инженерно-математическом мышлении у детей дошкольного возраста. Приложение 11
Главное, на что нужно обратить внимание - вовлечь родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность, разнообразить формы работы с ними.
Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о формах и методах развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. («Инженерное мышление у дошкольников», «Профессия будущего: инженер, конструктор, модельер». «Дидактические игры своими руками», «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков» и др.).
В родительском уголке размещаю информацию для повышения педагогической компетенции родителей: «Формирование логического мышления у дошкольников», «Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста», «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством игр», ««Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пластиковых труб», и др.
Провожу родительские собрания в нетрадиционных формах: педагогическая мастерская, мастер-класс, круглый стол, где родители учатся организовывать конструирование дома, изготавливать дидактические игры, пособия из подручного материала. Также я привлекаю родителей воспитанников к участию в проектной деятельности в детском саду. Приложение 12
Активно сотрудничаю с воспитателями – привлекаю их к совместному творчеству. Совместно с детьми демонстрируем опыты и эксперименты с использованием конструкции «трубопровод» родителям, педагогам и детям младшего дошкольного возраста. Приложение 13
1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период:
В своей профессиональной деятельности использую следующие технологии:
- Технологии предметно – развивающей среды. игровые центры:
- Информационно-коммуникативные технологии –компьютер ( накопленный материал в виде: презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи).
- -компьютер
- -мультимедийный проектор
- -принтер
- -телевизор
- -магнитофон
- -видеокамера
- - Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей, детей, педагогов.
- - Размещение информации на сайте организации и maam.ru
- - Взаимодействие с родителями по электронной почте через WhatsApp
- - Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте
- ТРИЗ-технологии. Решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме), способствует развитию нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий. Способствует воспитанию интереса к поисковой деятельности, стремлению разрабатывать необычные варианты решения задачи. Развивает речь, память, творческое воображение.
- Проектную деятельность. («Развитие инженерно-математического мышления детей»)
- Портфолио дошкольника и воспитателя (копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка) и портфолио воспитателя.
- Экспериментально-исследовательскую деятельность (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование, опыты, наблюдения, эксперименты, подражание голосам и звукам природы).
- Игровые технологии (дидактические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, «Математический сундучок»).
- Опорные схемы один из видов наглядного моделирования.
- Конструктивно-модельная деятельность из бумаги, строительного материала, деталей конструкторов, а в нашем случае пластиковых труб.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.