Развитие предпосылок инженерного - математического мышления у дошкольников

Автор: Васильева Т.А.

Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой):
создание условий для  развития у детей  познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности.
Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижения цели:
  1. Создавать оптимально-насыщенную, многофункциональную,   трансформирующуюся среду с учётом интересов и потребностей детей.
  2. Разработать интересные, универсальные пособия.  
  3. Развивать у детей интерес к математике через дидактические  игры, созданные   на основе моделирования и конструирования.
  4. Формировать у детей общеучебные   умения и навыки  (обдумывать и  планировать свои действия, осуществлять  решение в соответствии с заданными  правилами, проверять  результат своих действий и т.д.).
  5. Учить  аргументировать  свои высказывания,  строить простейшие  умозаключения.
  6. Осуществлять работу совместно с родителями по развитию инженерно-математического мышления детей.
1.Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования образовательного процесса.
1.1Особенности актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):
      Дошкольное образование является одним из уровней общего образования.  В ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры Программы, которые выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.  На этапе завершения первого  дошкольного   уровня общего образования у детей дошкольного возраста формируются предпосылки к учебной деятельности (п.4.7 ФГОС ДО). Чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства. 
   С раннего детства ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо ребенку уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, дети легче понимают отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить на основе словесных объяснений.     
   Способность к использованию в мышлении модельных образов, становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. В наше время    постоянно возрастает техническая сложность средств производства.    Новосибирск является крупным промышленным центром, востребованными профессиями через 10 -20 лет, безусловно будут инженеры-конструкторы, которые будут проектировать новое оборудование и изобретать более современную технику. Современный мир требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам современного человека, а также к его творческим способностям. 
    По мнению многих родителей  нередко   занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму.  А между тем научно-педагогические исследования,   многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения  детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. 
    Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Я считаю, что математика является мощным фактором развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества дошкольников: внимание и память, мышление   и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Является «открытием» закономерных связей и отношений окружающего мира. 
      В своей   профессиональной деятельности поставленные задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными  ориентировками. Организую дидактические игры с игрушками, картинками, мячами, кубиками, разными видами конструктора, использую картон, бумагу. 
      Особенности образовательной организации:  
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  МБОУ СОШ № 15   расположено на Станиславском жилом массиве. В соответствии с уставом МБОУ СОШ №15 осуществляет образовательную деятельность по трём адресам: ул. Немировича-Данченко 20/2, 20/1, 6/1.
    Реорганизация  школы – 2008 г   (приказ № 3962 от 07.03.2008 г.) На основании распоряжения от 20.05.08 года общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №15 была переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15».   
   С 2018 года директор ОУ – Гудымова Оксана Викторовна. 
Школа осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уровнями общего образования:  
  • дошкольный уровень образования (нормативный срок освоения 5 лет);
  • уровень начального общего образования (нормативный срок освоения  4 года);   
  • уровень  основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет);
  • уровень среднего общего образование (нормативный срок освоения 2 года).   
   Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:  обеспечение социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития  детей.
   В МБОУ СОШ № 15  функционирует 17 дошкольных групп  общеобразовательной направленности.  Используется   вариативная  форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания детей для   детей дошкольного возраста от 5  до 7 лет.
   Численный контингент воспитанников на 01.09. 2018  составляет 445 человек.
   Основные участники реализации Основной образовательной программы уровня   дошкольного образования МБОУ СОШ № 15: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
   Состояние здания и всех помещений – удовлетворительное.  Созданы  комфортные и безопасные условия пребывания детей и сотрудников, соответствующие   современным требованиям. Условия группового помещения соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.  
    Большое   количество групп одной  возрастной категории  даёт возможность воспитателям разрабатывать и проводить совместные мероприятия по возрастным параллелям.
    Совместная деятельность с коллективом педагогов МБОУ СОШ № 15 позволяет реализовать одну из главных задач ФГОС ДО (п. 1.6.3): преемственность программ дошкольного и начального общего образования.
1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности в межаттестационный период:
      В своей деятельности дошкольная образовательная организация руководствуется следующими основными нормативно – правовыми документами: 
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); 
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014) 
- Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220) изменения от 21.01.2019г.
      Уровень дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 располагает помещениями, необходимыми для организации воспитания, обучения и оздоровления детей.
      Информационная система уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15  включает: 
•        базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP; 
•        выход в Интернет на уровне дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 осуществляется через Модем; Wi-Fi; 
•        аппаратный комплекс:
№ п/пНаименованияКоли-чество
1Компьютер стационарный6
2Ноутбук4
3Принтер1
4МФУ 2
5Цветной  принтер2
6Телевизоры10
7Музыкальный центр3
8Видеокамера1
9Цифровой фотоаппарат 2
10Ламинатор1
11Брошюратор1
12Мультимедийный  проектор 2
13Мультимедийный  экран2
14DVD2
15Видеопроектор1
      Функционирует комната дополнительного образования «Лаборатория познавательного развития» для организации занятий познавательного направления развития детей. Здесь проводятся исследовательская и экспериментальная совместная деятельность детей и педагогов.
По адресу: ул. Н-Данченко 20/1 оборудован музейный уголок «Русская горница», где можно познакомиться с историей предметов быта русского народа.
      Развивающая  предметно-пространственная среда способствует полноценному физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
      Все помещения дошкольных групп оснащены необходимыми учебно-методическими материалами, играми и игровыми пособиями.
      На сегодняшний день в нашей  группе «Березка» 25 воспитанников. В этой группе, я провожу работу по реализации инновационного проекта, направленного на формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с новым интересным математическим пособием. 
      В группе создан математический уголок, который  включает в себя:
  • Различный счетный материал: матрешки , камешки, стеклярус и т.д.
  • Раздаточный материал: полоски разной длины, ширины, высоты и цвета цифры от 1-10, Плоский – наборы геометрический фигур, знаки, линейки.
  • магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.
  • Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:
«Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Лабиринты», объемные геометрические фигуры, звери.
  • Дидактические игры с наглядным материалом: «Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Найди лишнее», «Построй дорожку», «Автотрасса»,   «Угол»,  «Сосчитай-ка», «Сравни домики», «Найди соседей числа» и т.д.
  • Дидактические пособия: модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради.
  • Настольно-печатные и развивающие игры: «Мозаика»,   «Количество и счет», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, времена года и т.д.), «Части целого».
  • Материалы для индивидуального  развития: карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, шашки, «Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам». Приложение 1
Уголок конструирования включает в себя:
  • Крупный напольный конструктор.
  • Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.
  • Конструктор типа «Лего».
  • Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).
  • Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная. 
  • Пластиковый конструктор креплениями на гайках и винтах. 
  • схемы, рисунки и фото построек. Приложение 2
      В группе есть возможность использования материала из «математического сундучка», а так же пространство для конструкций из пластиковых труб.  Разрабатывается новая Модель организации образовательной системы (система образовательной работы, взаимодействие с родителями, повышение профессиональной компетентности педагогов), направленной на стимулирование и развитие интеллектуальных возможностей и способностей детей 5-7 лет   через развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества, посредством изучения названий деталей пластиковых труб и сооружений из них. 
      Обогащение и насыщение образовательного процесса исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством происходит, как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности детей, на праве выбора, индивидуализации процесса, с учётом формирования интересов и предпочтений детей и родителей.
1.3. Участие аттестуемого в разработке программно–методического сопровождения образовательного процесса:
  • Являюсь соавтором Рабочей программы старшей группы «Березка» на 2018-2019 учебный год. Программа  разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО  и Основной образовательной программы дошкольного образования уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15, разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы  дошкольного образования От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Приложение 3 
  • Разработала и реализовала тематический проект «Развитие инженерно-математического мышления детей» Приложение 5
  • Разработала дидактическое пособие «Математический сундучок». В него вложила  разнообразные дидактические  игры, картинки, карточки для разных разделов математики, таких как: количество и счет, величина и ее измерение, форм, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и пластиковые трубы для конструктивно-модельной деятельности и развития творческих и технических способностей дошкольников. Приложение 6
  • Разработала   перспективный годовой план занятий ДОПИСАТЬ Приложение 7
           1.4. Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением)  профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта):
      Для реализации задач ФГОС ДО  разрабатываю дидактические игры и пособия, которые наиболее интересны детям дошкольного возраста, а также использую различный дидактический и наглядный материал, способствующий лучшему развитию детей.  Приложение 8
     Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия,   по сути,  являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и   отношения, соревнуются и  делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется   ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что  идет обучение - они перемещаются по комнате,  работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками,  LEGO... 
     Накопленный материал в виде карточек, дидактических игр и заданий, раздаточного материала и т.д.   решила объединить в одно целое: «Математический сундучок». Чудо- сундучок   позволяет быстро, удобно, интересно использовать материал для развития математических способностей у ребенка.  Приложение 6
      Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, так как применяются в продуктивной и  игровой деятельности, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО.  Для более эффективного формирования элементарных математических представлений у дошкольников, использую  кубики, счетные палочки, бумагу, строительный материал, конструкторы...
      Не маловажное значение имеет гендерный состав группы детей. В нашей группе 55%   мальчиков, да и девочки с интересом играют в строительные игры. Почему бы не использовать это в своей работе. Как нам   известно, ребенка привлекает новизна!
      Мне пришла такая мысль, а что если я попробую использовать в своей работе пластиковые трубы!!! Да, именно те трубы, которые  используют в сантехнике! И в чемоданчик они легко поместятся! 
      Такое неординарное решение привело к интересному результату. Как оказалось на практике, из них можно было делать не только простейшие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник),  но и строить для мишки и мышки домики, для принцесс большие и маленькие башни, но и собирать более сложные постройки по схемам.
      Мы научились сооружать свою «счетную машинку», которая позволяет  легко выучить состав числа из двух меньших, а это в дальнейшем пригодится каждому ребёнку в школе и в повседневной жизни.   Играя, конструируя из необычного материала,  ребенок незаметно для себя учится считать, складывать разное количество предметов, определять общее количество. Приложение 9
А  вот разделить   можно ли? Да!
      Используя конструирование на практике, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия: разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель,  понимает   взаимосвязь  строения и  функции предмета.  Такая деятельность  позволяет дошкольнику выстраивать  логические цепочки, связи, делать выводы и умозаключения. Что очень важно для математического развития и умственного развития детей в целом. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
      Все это, безусловно,  увлекает ребенка, является эффективным средством формирования математических, познавательных представлений у детей дошкольного возраста. Создание условий, в которых ребёнок становится  самостоятельным субъектом поисковой деятельности. 
     В детском саду дети получают  широкий простор и большие возможности для игры, детского конструирования и экспериментирования. А это - три кита, на которых держится современное дошкольное образование.
      Цель наших занятий с новым пособием  – удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность,   потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-то  своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом. 
      В процессе обучения исследовательскому поведению и экспериментированию выявляется уровень развития познавательной деятельности детей не только по отдельным аспектам (восприятие, мышление, память, воображение), но и в комплексе. 
      Мы научились сооружать модель, которая используется нами в экспериментальной деятельности. 
     Легко ли смешивать цвета? Конечно, да! Все это мы проделываем на практике. Смешиваем цветные жидкости,  используя свой «трубопровод».  Создавать новые цвета стало  легко и очень интересно! Приложение 10
      Занятия способствуют формированию общей готовности  старших дошкольников к школьному обучению. Дополнительно осуществляется экологическое воспитание: уже использованный материал или предмет не выбрасывается,  а   превращается в полезную вещь, при этом    не требуется больших  затрат.
     Мы   стремимся к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.  Пошли   дальше того, что им было   предложено педагогом. Следует отметить, что планируемый результат достигается быстро, и  это удобно, ведь  время занятий для дошкольников ограничено (20-30 минут в зависимости от возраста). 
В работе с детьми использую следующие формы работы: 
- совместная деятельность воспитателя с ребёнком; 
- совместные мероприятия с семьями воспитанников;
- непосредственно образовательная деятельность; 
- индивидуальная работа с ребёнком;
- развлечения, досуги; 
- проектная деятельность; 
- проведение мероприятий с детьми (комплексные, тематические); 
- организация виртуальных экскурсий  «какие трубы используют  в современных домах», «пластмасс на службе у человека»;  
- рассматривание изображения  конструкций из пластиковых труб, водопроводов; 
- демонстрация  опытов и экспериментов с использованием   конструкции  «трубопровод» родителям и детям младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет), учащимся 1-х классов;
- чтение художественной литературы; 
- беседы и др.
      Так как одной из главных целей моей работы с детьми является: создание условий для   развития у детей  познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. Я провела анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний у родителей по развитию инженерно-математического мышления детей.
      Проведённое анкетирование  показало, что:  
  • 86% родителей считают, что конструирование только для игры;
  • 76% считают, что конструирование способствует развитию способностей к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;
  • 22% родителей считают, что конструирование развивает мышление, память, внимание.
  • Только  2% родителей уверены, что конструирование способствует развитию инженерно-математического мышления.
  • 86% считают конструирование в дошкольном возрасте необходимо, но как игра; 
  • Лишь 2%  родителей считают, что  в детском саду созданы условия для развития инженерно-математического мышления у детей;
  • 4% детей проявляет интерес к конструированию дома, а родители просто достают коробку с лего
  • для 2% родителей наглядная информация по развитию у детей инженерно-математического мышления интересна и полезна
  • 98% считают, что информация отсутствует;
  • 98% хотят больше узнать о инженерно-математическом мышлении у детей дошкольного возраста. Приложение 11
      Как оказалось, во многих семьях родители практически не знают, что же такое инженерно-математическое мышление детей дошкольного возраста и как его развивать. Поэтому работе с родителями я придаю большее значение, стараюсь учитывать их интересы и пожелания, что способствует установлению    доверительных отношений.
      Главное, на что нужно обратить внимание - вовлечь родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность, разнообразить формы работы с ними. 
     Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о формах и методах развития у детей  познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. («Инженерное мышление у дошкольников», «Профессия будущего: инженер, конструктор, модельер». «Дидактические игры своими руками»,   «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков» и др.).
      В родительском уголке размещаю информацию для повышения педагогической компетенции родителей: «Формирование логического мышления у дошкольников», «Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста», «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством  игр», ««Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пластиковых труб», и др. 
      Провожу родительские собрания в нетрадиционных формах: педагогическая мастерская, мастер-класс, круглый стол, где родители учатся организовывать конструирование дома, изготавливать дидактические игры, пособия из   подручного материала. Также я привлекаю родителей воспитанников к участию в проектной деятельности в детском саду. Приложение  12
       Активно сотрудничаю с воспитателями – привлекаю их к совместному творчеству. Совместно с детьми демонстрируем  опыты и эксперименты с использованием   конструкции   «трубопровод» родителям, педагогам и детям младшего дошкольного возраста. Приложение 13 
1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период:
     В своей профессиональной деятельности использую следующие технологии:
  • Технологии предметно – развивающей среды. игровые центры:
театрализованной деятельности, физической культуры, изодеятельности, центр экспериментальной деятельности в группе соответствуют возрасту воспитанников и  расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для формирования элементарных математических представлений. Здоровьесберегающие  технологии (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, бодрящая гимнастика, технологии обучения здоровому образу жизни: беседы по теме «Здоровье», участие в проекте «Питание и здоровье»).
  • Информационно-коммуникативные технологии –компьютер ( накопленный материал в виде: презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи).  
  • -компьютер
  • -мультимедийный проектор
  • -принтер
  • -телевизор
  • -магнитофон
  • -видеокамера
      Они помогают мне в решении поставленных задач. В своей педагогической деятельности я использую разные формы ИКТ:
  • - Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей, детей, педагогов.
  • - Размещение информации на сайте организации и maam.ru
  • - Взаимодействие с родителями по электронной почте через WhatsApp
  • - Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте 
  • ТРИЗ-технологии. Решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме), способствует развитию нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий. Способствует воспитанию интереса к поисковой деятельности, стремлению разрабатывать необычные варианты решения задачи. Развивает речь, память, творческое воображение.
  • Проектную  деятельность. («Развитие инженерно-математического мышления детей»)
  • Портфолио  дошкольника и воспитателя (копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка) и портфолио воспитателя.
  • Экспериментально-исследовательскую деятельность (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование, опыты, наблюдения, эксперименты, подражание голосам и звукам природы). 
  • Игровые  технологии (дидактические игры, театрализованные игры,  сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, «Математический сундучок»).
  • Опорные схемы один из видов наглядного моделирования.
  • Конструктивно-модельная деятельность из бумаги, строительного материала, деталей конструкторов, а в нашем случае пластиковых труб.  

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.