Методическое сообщение на тему: «Сонаты для юношества Роберта Шумана»

Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна

В последнем году своей творческой деятельности, Шуман создает «Три сонаты для юношества» (соч.118). Он посвящает их дочерям - Юлии, Элизе  и Марии.  

Воспитанию и обучению молодых музыкантов Шуман уделял большое внимание на протяжении всей своей жизни. Не занимаясь непосредственно педагогикой, Шуман, тем не менее, создал руководство, не устаревшее во многом до настоящего времени: «Жизненные правила и советы молодым музыкантам».

Великий русский критик В.В.Стасов в предисловии к первому переводу Правил писал: «Подобно тому, как гениальные басни Крылова несравненно нужнее, понятнее    и дороже для взрослых, чем для детей, так и правила Шумана в тысячу раз будут более понятны и дороги для каждого вполне образованного музыканта-художника, чем для начинающих и  учащихся. Чем больше в нем музыкальной образованности и таланта, тем больше он поймет и полюбит всем сердцем золотые страницы Шумана, полные глубины таланта и самого горячего сердца».

Первоначально Правила были написаны в качестве приложения к  Альбому для юношества. Сонаты для юношества составляют как бы третью часть  раннее созданного  Альбома. Им присуща та же свежесть, непосредственность и простота, что и пьесам Альбома; высокая художественность сочетается  с ясно выраженными инструктивными целями и задачами.

Посвящение трем дочерям, младшей из которых было немногим  больше семи   лет, объясняет, почему Шуман назвал первую сонату Детской и включил в нее Колыбельную кукле. Во второй сонате медленная часть- «Вечерняя песня», а финал- «Детское общество». Третья соната - наиболее серьезная по своему содержанию. Здесь и очаровательное Andantino и огненная « Цыганская пляска», и, наконец, финал – «Мечты ребенка». Постепенное усложнение музыкальной фактуры, возвращение в финале последней сонаты к темам двух первых сонат позволяет говорить о цельности соч.118, как единого цикла. Светлая лирика детских сцен, фантастика и поэтические зарисовки реальной действительности чрезвычайно характерны для шумановского творчества. Первая детская соната соль     мажор состоит из четырех частей.

 Оживленное  Allegro  своими масштабами, небольшой разработкой близко к сонате. Отсутствуют резкие контрасты, движение спокойное, но ритмически насыщенное, с первого такта обнаруживающее стиль Шумана - мастера ритмических узоров. Вторая часть - Тема и вариации. Тема - выразительный хорал, в котором аккорды разъединены паузами, облегчающимися задачу юного исполнителя. Она разрабатывается в четырех вариациях с постепенным усложнением ритмического рисунка. После третьей вариации в одноименном мажоре - четвертая звучит особенно сдержанно в своей грусти.

Третья часть - «Колыбельная кукле».  Плавное движение с традиционным для всех времен и народов  припевом как бы «разрезается» более подвижной средней частью. Но - игры в сторону, пора кукле спать, и вновь звучит «баю-бай». Здесь, как и в первой части сонаты, Шуман применил типично «сонатинное» сопровождение   (альбертиевы басы).

Финал сонаты – небольшое Рондолетто с двумя эпизодами. Авторская ремарка Munter (бодро) раскрывает общее настроение этой части.
Вторая соната, ре мажор, сложнее по форме и техническим задачам. Развернутое   Allegro построено на взволнованных интонациях, которые в главной теме входят в мелодическую линию, а в побочной проходят в виде подголоска в среднем голосе. Это придает музыке некоторое однообразие. Первая часть написана в форме сонатного аллегро, но отсутствие контрастирующих тем придает и ей характер сонатины.

Вторая часть - оживленный Канон. Шутливое стаккато, будто дразнящая перекличка голосов,- представляет известную  исполнительскую трудность.

Следующая, третья часть сонаты, Вечерняя песнь - напоминает лучшие страницы творчества Шумана. Кажется, что это строки какого-то романса.

Финал сонаты, Kindergesellschaft (Детское общество), шумный, весёлый.

Третья юношеская Соната, до мажор, наиболее мужественная по своему характеру.

Первая часть - Allegro.(в темпе марша). Но это не марш, а скорее торжественное шествие типа полонеза.

Вторая часть - выразительное строгое Andante.Вновь вспоминается вокальная лирика Шумана.

Вихревой Цыганский танец (третья часть сонаты) подобен стремительной виртуозной тарантелле.

В Финале сонаты до мажор, как уже было сказано, приведены темы первых двух сонат.

Шуман называл сонату украшением «в венке творений любого композитора». Сонаты Шумана, полные чувства и мысли, всегда привлекают исполнителей и слушателей своей искренностью, трепетной взволнованностью, поэтической глубиной и активным романтизмом.

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.