Методическое сообщение на тему: «Работа над полифонией с учащимися младших классов»

Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна 

Одним из важнейших условий развития начинающего пианиста является воспитание полифонического мышления, полифонического слуха и навыков исполнения полифонии.

Изучение полифонической музыки не только   активизирует одну из важнейших сторон восприятия музыкальной ткани - его многоплановость, но и успешно влияет на общее музыкальное развитие ученика, ведь с элементами полифонии обучающийся соприкасается и во многих произведениях гомофонно-гармонического склада.

Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным, являющийся важной вехой в музыкальном развитии ребенка, должен осуществляться с исключительной постепенностью.

Первые полифонические шаги ученика связаны с исполнением привычного для него песенного одноголосия с вкрапленными короткими подголосками. В слуховых восприятиях ребенка появление второго голоса должно ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) нижнего голоса. Надо подвести ребёнка к этой мысли.

Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонах в октаву. Чем контрастнее ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их одновременном изложении. Пьесы с элементами канонической имитации - первая ступень овладения точным каноном.

Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям.   Полифония становится особенно доступной ученику благодаря программному названию произведения.

Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) — инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними.

 Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведёт верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Как правило пьесы такого рода исполняются различными штрихами.

Миниатюры  преимущественно танцевального жанра  европейских композиторов XVII-XVIII веков  вводят ученика в мир музыки эпохи барокко. Это великолепный материал, на котором ученик знакомится с новым для себя музыкальным языком: с мотивной структурой, гармонической составляющей,  с характером изложения музыкальных идей, с формой произведений.  Это менуэты, сарабанды, экоссезы, прелюдии Ф. Куперена, Д. Циполи, И. Пахельбеля, Г. Бёма, Ж.Ф. Рамо, Л. Моцарта, Д.Тюрка и других композиторов. Лучшие из этих пьес отличаются живостью, изяществом и законченностью. Изложены они большей частью двухголосно, причем основную мелодию ведёт верхний голос, нижний же, уступая верхнему по выразительности, все же имеет самостоятельную и непрерывную линию, включающую моменты имитации верхнего голоса.

Ознакомление с этим репертуаром имеет большую познавательную ценность для ученика. Эти пьесы, (вполне доступные по уровню сложности) подготавливают ребенка к исполнению более сложной полифонии. С некоторыми из них ученик знакомится эскизно, другие же прорабатывает основательно и подробно, используя полученные знания и приобретенные навыки. Продолжается изучение строения фраз, мотивов, вопросно-ответных соотношений двух или четырех тактов. Используются уже известные ученику приемы поочередного исполнения (с преподавателем) четырёхтактных вопросов и ответов, с последующим созданием учеником в самостоятельном исполнении вопросительных и ответных интонаций.

Полифонические пьесы  из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» – ценнейший материал, который активно развивает полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля и формы. Пьесы этого сборника обладают мелодическим и ритмическим разнообразием. Обычно его изучение начинается со второй половины первого года обучения

Знакомство со сборником стоит предварить кратким рассказом об истории его создания и предназначении.

Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», представляющие собой своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи Бах, содержат инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. 

Основные методы работы над полифонией следующие. Разучивание по голосам и в сочетаниях, впервые этот способ работы был рекомендован немецким педагогом Луи Келлером в 1870 году, это способ работы схож с работой хорошего хормейстера.

Несколько иначе выглядит способ работы, предложенный  А.Б.Гольденвейзером. Выучить всю левую руку наизусть, независимо от того, сколько голосов там проводится. Этот способ работы имеет оправдание в том, что существует феномен забывания на эстраде именно левой руки, но рекомендовать его можно только очень хорошим ученикам.

Для расшифровки украшений надо руководствоваться таблицей, которую оставил И.С.Бах. Соблюдение ровного движения, характерного для старинной музыки, также одно их необходимых условий.    

Помнить, что любой мотив несет эмоциональную окраску и свой смысл, требует своего выразительного произношения, а значит, роль артикуляции чрезвычайно велика.   Ведь артикуляции, наряду с различными приемами инструментовки была присуща роль динамических оттенков.

Особенно много внимания педагог должен уделить скрытой полифонии и объяснению ученику этого понятия, а также реальному удерживанию всех голосов, пониманию учеником плавности и текучести движения.

Постепенное усложнение требований по полифонии происходит по пути расширения и освоения различных полифонических форм и жанров. Появляются новые, разнообразные пути в развитии тематического материала и его развития.

Необходимо подчеркнуть важность прохождения с учениками именно оригинальных сочинений, а не их переложений.

Во втором и третьем классе начинается работа над изучением  Маленьких прелюдий и фуг И.С.Баха, они широко известны под редакцией Кувшинникова. Этот сборник не является задуманным циклом в отличие от Инвенций и Симфоний И.С.Баха. Трудность этого сборника различна и следует подходить избирательно в выборе пьес для ученика, так как наряду с простыми прелюдиями, есть и достаточно трудные пьесы.

Известно, что глубокое и разностороннее изучение полифонической музыки в детские годы заметно сказывается на дальнейшем художественном росте пианиста. Постижение полифонии активно воздействует на музыкально-слуховое воспитание ученика, развитие его музыкального вкуса, и, несомненно, влияет на успешное овладение произведениями всех жанров педагогической литературы. 

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.