Стенограмма судебного процесса: Ингварь Ингваревич, князь Рязанский против хана Батыя с иском о средневековом геноциде и преступлениях против средневекового человечества. (сожжение Старой Рязани 21 декабря 1237 года).

Автор: Третьяков Михаил Федорович

Данная разработка была написана для обучающихся в краеведческих объединениях ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК». В игровой жанровой форме обучающимся объясняется понятие «исторический источник», которое очень важно для тех, кто начинает учить предмет «История» и для тех, кто историей интересуется. Только поняв, каким кругом источников оперирует исследователь или автор можно оценить и его труд, и изложение или трактовку событий, найти аргументированные ответы на вопросы или хотя бы корректно их поставить.

Для изучения исторических событий и их изложения в учебнике или научном издании недостаточно найти и изучить документы, летописи, хроники, описывающие их. Ученый должен беспристрастно оценить их, отбросить встречающиеся ложные и фантастические предания, сделанные по традиции или под влиянием обстоятельств, понять, почему они могли возникнуть. Чтобы сделать это убедительно, он должен привлечь все свидетельства об интересующем его событии, периоде истории, которые сохранились в самых разных исторических источниках, т.е. использовать комплекс источников.

Исторические источники разнятся между собой, их можно изучать в разных аспектах, по внешним признакам, по содержанию, по составу носителей и их качествам, можно изучать комплексы источников, часто с привлечением данных других наук, изучать функционирование источника. Специальные исторические дисциплины можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие разные виды источников с какой-либо одной специфической стороны; дисциплины, изучающие определенный вид источников, но всесторонне рассматривающие основные особенности их содержания и формы. К первым относятся археография, архивоведение, генеалогия, метрология историческая, палеография, эпиграфика, папирология, текстология, хронология; ко вторым - геральдика, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, эмблематика и др.

На примере хорошо известного обучающимся из учебников истории факта о взятии монголами Старой Рязани в декабре 1237 года автор сделал попытку отделить устоявшуюся легенду от реального исторического факта, проанализировать сохранившиеся исторические письменные и вещественные источники, рассмотреть событие с точки зрения современных научных открытий последних лет, ввести обучающихся в смысл дискуссии по этой проблеме между профессиональными историками.

Формой подачи выбран театрализованный сценарий судебного процесса, где защитник и обвинитель заняты в итоге поисками научной истины. Сценарий впервые был представлен силами краеведческого объединения «Вятич» в профильной смене лагеря «Юный экскурсовод» в марте 2019 года.

Автор выражает благодарность научным сотруднику Института археологии РАН кандидату ист. наук, начальнику Старо-рязанской археологической экспедиции И.Ю.Стрикалову и научному сотруднику ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник», заместителю Старо-рязанской археологической экспедиции Е.В.Буланкиной за консультации и полезные советы при работе над данным сценарием.

Действующие лица:

Ингварь Ингваревич (Козьма), князь Рязанский, дата рождения неизвестна, смерть предположительно до 1252 г.

Батый Джучиевич из рода Борджигинов, 1209 г. рожд., умер 1255 (1256 ?), предположительно монгол по национальности, хан, первый правитель Золотой Орды.

Судья.
Защитник.
Обвинитель.
Свидетели: русские летописи; Рашид-ад-Дин; Плано Карпини, Гильом Рубрук, археолог М.Ф.Третьяков

Стенограмма судебного процесса: 
Ингварь Ингваревич, князь Рязанский против хана Батыя с иском о средневековом геноциде и преступлениях против средневекового человечества.
(сожжение Старой Рязани в 21 декабря 1237 года).

Судья: Внимание. Встать. Суд идёт. Слушается дело о преднамеренном геноциде и преступлениях против средневекового человечества. Истец – рязанский князь Ингварь Ингваревич против ответчика хана Батыя. Обвиняемый хан Батый Джучиевич из рода Борджигинов, монгол по национальности, род занятий неопределенный, год рождения 1209, Истец – Ингварь Ингваревич, крестильное имя Козьма, князь Рязанский обвиняет ответчика в нападении на его княжество, в материальном ущербе, разрушении городов и сел, убийстве мирных жителей, в том числе родственников истца. Слово предоставляется обвинителю.

Прокурор: Ваша честь, мы рассматриваем необычное дело. В декабре 1237 года обвиняемый «пришел на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь (Юрий Ингваревич) Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать - как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю. И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал».

Защитник: Защита протестует, Ваша честь. Позвольте поинтересоваться у истца, а что случилось с татарскими послами, а именно с шаманкой, или женой-чародейкой и теми двумя послами, которых мой подзащитный послал к рязанскому князю.

Истец: Ну, князь отправил их во Владимир, а там их казнили, кажется. Точно не упомню.

Защитник: Прошу занести эти слова в протокол суда. А теперь, пусть суд даст свой вердикт, кто несёт ответственность за гибель послов моего подзащитного, которых направили к рязанскому князю: владимирский ли князь, к которому у послов никаких поручений не было, или рязанский, к которому они были отправлены?

Судья: Как-то все это запутанно и странно… С этими монгольскими послами вообще происходит нечто необычное: их убивают в XIII веке по всей Евразии. По моим данным их убили в Киеве в 1223 г., в Рязани в 1237 г., в Венгрии и ещё какой-то христианской стране в 1241 г., в государстве Дали в 1253 г., в империи хорезмшахов в 1218 г. Их бросали в темницу во Вьетнаме, в Камбуджадеше, в мамлюкском Египте. Их искалечил Кертанагара на Яве. А ведь в средневековой Евразии прекрасно знали: казнить посла - тягчайшее преступление и оскорбление, законный повод для жестокой, самой тотальной войны. Что же, в таком случае, говорили эти послы? Не могли ли они сами спровоцировать свою гибель, если требовали от суверенов что-то недопустимое, даже для послов. Например, то, что мы сейчас назвали бы отказом не только от внешнего, но и от внутреннего суверенитета. А, если это требование удовлетворялось, то вдобавок к нему предъявлялись новые, совсем уж неприемлемо оскорбительные. Я подозреваю, что монгольские послы совершенно сознательно провоцировали правителей на то, чтобы последние их убили, и тем самым дали хану законный повод с чистой совестью вести против них тотальную войну и вырезать их подданных всех даже после принятия капитуляции. Но, полагаю, что ответственность за смерть послов во Владимире несет рязанский князь Юрий Ингваревич.

Прокурор: Ну, и ведь ваш подзащитный Батый точно также поступил с послом рязанским Федором Юрьевичем. Разве нет?

Истец: Да еще жену у него потребовал, мерзавец.

Защитник: Протестую, ваша честь. Не надо оскорблять моего подзащитного без нужных доказательств. Априори, он пока невиновен, ведь суд ещё не вынес свой вердикт. На каких же документах прокурор строит своё обвинение?

Прокурор: Это одна из составных частей из цикла повестей о Николе Заразском и называется «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Защитник: Прошу занести это в протокол. Совершенно феноменально строить обвинение на литературном произведении, к тому же появившемся на свет испод пера сочинителя не ранее XV века, то есть спустя двести лет с лишним после событий, о которых мы здесь спорим. Почему бы нам и преступления Наполеона не изучать, допустим, по фильму «Гусарская баллада». Там тоже все так красиво наверчено… Лихой сюжетец! Теперь позвольте внести некоторую ясность в обвинение. Князь Федор Юрьевич со своей женой византийской принцессой чисто литературный персонаж, или фольклорный, если вам так больше нравится. Ни его, ни его жены с малолетним ребенком, никогда в реальной истории не существовало Давайте сюда еще в качестве свидетелей обвинения вызовем Евпатия Львовича Коловрата, да и чего уж мелочиться, и Авдотью Рязаночку с Соловьем Разбойником, да и послушаем, чего они нам тут наговорят… Далее, названные в числе павших в битве с татарами в иске прокурора Давид Муромский и Всеволод Пронский скончались задолго до татарского нашествия. Не дожил до разорении Рязани и Михаил Всеволодович, которому, согласно тексту «Повести», пришлось, бедняге, восстанавливать Пронск после Батыя. Олег Ингоревич Красный, который, кстати, был не братом, а племянником рязанского князя Юрия, не пал от татарских ножей, а на самом деле пробыл в плену у Батыя до 1252 г. и умер в 1258 г. Та страшная гибель, приписанная ему автором «Повести», ждала спустя 33 года его сына Романа. Ну, что? Рассыпалось ваше обвинение, или есть еще что-нибудь?
Прокурор: Есть, конечно. Есть данные Рашид-ад-Дина. Который был современником событий и четко записал в своей истории всё, что происходило. Прошу показать выдержку из документа суду.

(Слайд с выдержкой из летописи Рашид-ад-Дина и его портретом появляется на экране).

«Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войною на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулкан, Кадан и Бури вместе осадили город Арпан (Ариан, Риан) и в три дня взяли [его]. После того они овладели также городом Ике. Кулкану была нанесена там рана, и он умер. Один из русских эмиров, по имени Урман, выступил с ратью [против монголов], но его разбили и умертвили, [потом] сообща в пять дней взяли также город Макар и убили князя [этого] города, по имени Улайтимур. Осадив город Юрки-бузург (Бурки-бузург), взяли [его] в восемь дней. Они ожесточённо дрались. Менгу-каан лично совершал богатырские подвиги, пока не разбил их [русских]. Город Кыркла (Каринкла), коренную область Везислава (Везирлава), они взяли сообща в пять дней. Эмир этой области Ванке-Юрку (Йике-Юрку, Рике-Юрку) бежал и ушёл в лес; его также поймали и убили. После того они [монголы] ушли оттуда, порешив на совете идти туменами облавой и всякий город, область и крепость, которые им встретятся, брать и разрушать. На этом переходе Бату подошёл к городу Киф Матишка (Кисель Иске) и, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им. Потом прибыли Кадан и Бури и взяли его в три дня. Тогда они расположились в домах и отдохнули». 
Защитник: Ой, ну, насмешили! Как я понимаю, все сразу всё поняли! Вы сначала расшифруйте нам всю эту абракадабру с именами князей и названиями городов, а потом предъявляйте суду. На Руси не было городов с такими названиями и князей с такими именами, а подтасовать под эту «галиматью» любой город или любого князя можно легко, все подойдёт!

Прокурор: Хорошо, в суд в качестве свидетелей по делу, вызываются русские летописи. Разрешите, ваша честь.

Судья: Пусть войдут.
(Входят четыре девицы, одна очень маленькая).

Судья (удивленно): А это, что за крошка? Ты кто?

Девочка: Я - летопись, Лаврентьевская, поэтому самая маленькая.

На экране появляются тексты летописей:
«…и начали воевать Рязанскую землю, и попленили её до Пронска, попленили Рязань и пожгли, и князя их убили; их же, схватив, иных распинали, других же стрелами расстреливали, а иным сзади руки связывали. Много же святых церквей огню предали, и монастыри и сёла пожгли, имущества немало отовсюду взяли» (Лаврентьевская летопись)

«И взяли город Рязань копьём, обманом выманив князя Юрия и привели к Пронску, потому что в это время была княгиня его в Пронске. Обманом выманив княгиню его, убили Юрия князя и княгиню его и всю землю разорили, и не пощадили детей и до сосущих молоко(Ипатьевская летопись)

«Иже иноплеменники поганые осадили Рязань и острогом оградили её; князь же рязанский Юрий заперся в городе с людьми; князь же Роман Ингворович стал биться против них со своими людьми. […] Татары же взяли город 21 декабря, а начали 16-го того же месяца. Так же убили князя и княгиню, и мужчин, и женщин, и детей, чернецов и черноризцев, одних огнём, а иных мечом. Поругание черницам и попадьям и добрым жёнам и девицам пред матерьми и сёстрами; а епископа спас Бог; отъехал прочь в то время, когда рать окружила город». (4-я Новгородская летопись) 

В лето 1237зимою пришли с восточной стороны безбожные татары с царем Батыем на землю Рязанскую лесом и, придя, сперва стали станом у Нузы, и взяли ее и оттуда послали послов своих, жену чародейку и двух мужей с нею к князьям рязанским, прося у них десятины во всем: в князьях, и в людях, и в конях; десятого от белых коней, и десятого от вороных, десятого от бурых, десятого от рыжих, десятого от пегих. Князья же рязанские Юрий, Ингваров брат, и Олег Ингваревич и муромские и пронские князья, не пуская их к городам, выехали против них в Воронеж и так сказали: Когда нас всех не будет, то все потом ваше будет. И оттуда послали к Юрию, князю владимирскому, прося, чтобы он помощь послал или сам пошел. Юрий же сам не пошел и помощи не послал. Не послушал он мольбы князей рязанских, но хотел сам особо биться с татарами. А иноплеменники начали воевать землю Рязанскую и пленили ее до Пронска. И обступили Рязань декабря 16, а 21 взяли и сожгли всю, а князя их Юрия убили и граждан всех(Радзивилловская летопись)

Судья: Спасибо, барышни, все свободны

Прокурор: Пока свободны. Вот это, кстати, документы, с которыми не поспоришь. Далее по обвинению: «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». Все вышеперечисленное подпадает под преступления против человечества. Прошу зафиксировать все это в протоколе.

Защитник: Протестую, ваша честь. Прокурор снова передёрнул карты и цитирует Повесть о разорении Рязани Батыем. Я также прошу его не тратить зря наше время и не ссылаться на европейские источники, а именно на сочинения Юлиана Венгерского, Матфея Парижского, Фому Сплитского, которые сами свидетелями не были, а писали об этом событии так сказать, со слов очевидцев. Помните мудрость: «Врёт, как очевидец». Позвольте лишь задать обвинителю несколько вопросов?

Судья: Разрешаю.

Защитник: Согласно утверждениям историков XIX века, начиная с Н.М.Карамзина, Батый выступил из Каракорума с войском в 500 тыс. человек, каждый из которых имел по две заводные лошади. Так?

Прокурор: Допустим.

Защитник: А откуда в средневековой Монголии такие военные ресурсы 500 000 человек? Для сравнения напомню, что ещё в 1918 году всё население Монголии составляло 647,5 тыс. человек. Надо предполагать, что в XIII веке оно было, по крайней мере, в 10 раз меньше. А знает ли, уважаемый господин обвинитель, сколько километров от Каракорума до Старой Рязани, даже по наикратчайшей прямой?

Прокурор: Ну… Наверное тысячи две километров… я думаю…

Защитник: Немного ошиблись, свыше 5000 километров. Вот я и спрашиваю, какая лошадь может пройти такое расстояние, и не сдохнуть по пути? Второе, чем кормить полтора миллиона лошадок, не считая обозных лошадей, верблюдов и прочую живность в дороге? И, в-третьих, представляете себе расстояние, на которое растянется подобная армия? Если первые всадники уже подъезжали к воротам Рязани, то последние только-только выезжали из окрестностей Каракорума.

Прокурор: Ну, это вы преувеличили. Монгольская лошадка выносливая. У неё было так называемое спартанское, то есть монгольское воспитание. Она могла добывать траву из под снега, разрывая наст копытом.

Защитник: В монгольской степи возможно, но не наши сугробы ей копытом рыть! Тут она копыта свои как раз и откинет от голода!

Прокурор: Но ведь в селах зимой можно добыть фураж. Отнять у крестьян сено, овес, гречку какую-нибудь…

Защитник: Как вы себе представляете деревни XIII века? Это по нынешним понятиям - хутор из 3-5 домов. Тут и на десяток лошадей кормов не хватит. Кстати, вас не удивляет, что на Руси монголы воюют зимой. В Монголии походы зимой никогда не проводились.

Прокурор: Честно сказать, немного удивляет.

Защитник: Вот я спрашиваю: монголы ли это были? А вот для русских князей зимняя война привычное дело. Хлеба убраны, полевых работ нет, мужики освободились. Грузи продовольствие в санные обозы и выходи на реку. Все города стоят по рекам, вот и лети по замерзшей реке как по шоссе от города к городу. Кстати, еще вопрос: почему монголы три дня не дошли до богатого Новгорода, а на нищий Козельск, где и взять то нечего, потратили семь недель. Где логика?

Прокурор: Логики действительно не наблюдается, готов признать.

Защитник: А если никаких монголов не было вообще, а воевали две соперничающие династии русских князей, как это утверждает историк Л.Н.Гумилев и некоторые другие исследователи. Тогда и зимний поход, и упорный штурм Козельска с малолетним князем из соперничающей династии совершенно понятен. Кстати, современная Монголия только в 30 гг. ХХ века узнала о своем героическом средневековом прошлом, когда они держали в страхе всю Азию и Европу. Удивительно, что даже в сказаниях и фольклоре монголов не сохранились предания о Чингизхане и Батые. Второе, вам не кажется странным, что завоеватели утратили монгольский язык, а не навязали его покоренным народам? В качестве справки сообщу, что татарский язык, на котором до сих пор разговаривают казанские и сибирские татары – потомки основателей Золотой Орды относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркских языков. А монгольский язык относится к монгольской языковой семье, на котором общаются современные калмыки и буряты. Не случайно, многие русские князья, начиная с Александра Невского, общались с монгольскими ханами без переводчика. Тюркский язык многие знали, на нем говорили половцы – соседи Руси с XI века. А вот если бы они вдруг они заговорили на монгольском, вот это было бы чудо! Кстати о Невском. Не кажется ли вам совпадением, что одновременно с князем Александром Невским у Орды был полководец Олекса Неврюй. Такое совпадение имен, особенно у монгола вас не настораживает? И еще одно свидетельство. Католические монахи Гильом Рубрук и Плано Карпини независимо друг от друга совершили путешествия к Великому хану и подробно описали эти путешествия. Так вот, по записям этих католических туристов, считая ходовой день за 30 км, они не добрались бы даже до Ферганы.

Судья: Вы оба совсем задавили меня вашей географией и лингвистикой. Мы, вообще-то, дело разбираем конкретное о средневековых преступлениях против человечества в Старой Рязани в декабре 1237 года. Еще какие-нибудь документы или свидетельства по этому делу у обвинения или защиты есть?

Прокурор: Есть, ваша честь. Предлагаю обратиться к памятникам материальной культуры – самому разрушенному городу.

Судья: Не понял, что вы мне предлагаете, город допрашивать и к присяге приводить?!

Прокурор: Зачем же город? Я предлагаю вызвать археолога, который участвовал в раскопках Старой Рязани и подробно допросить его.

Защитник: Не возражаю.

Судья: Суд вызывает археолога М.Ф. Третьякова для дачи свидетельских показаний по делу.
(Третьяков выходит)

Судья: Вы клянетесь говорить правду и только правду?

Третьяков: Обещаю раскрыть правду, не затрагивая при этом авторские права держателей Открытого листа на данный археологический памятник. Не могу нарушить профессиональную этику Задавайте ваши вопросы.

Судья: Вы действительно работали в Старо-рязанской экспедиции?

Третьяков: Да, ваша честь. На студенческой практике в 1976 г. рабочим, в 1977 г. начальником раскопа, в 1995 году заменял уехавшего начальника раскопа.

Прокурор: Зафиксированы ли на городище следы пожара и разрушений?

Третьяков: Да, ваша честь, они есть. Но отнести пожар конкретно к 1237 году мы не можем. Он мог относиться и к 1208 году, когда город сожгли владимирцы. И к 1237 году, по которому возник данный судебный иск. Хочу заметить, что город по летописям пережил сильное татарское разорение и пожар в 1288 году. Археологи не могут отнести следы пожара конкретно ни к одной из этих дат, кроме того, что пожар действительно имел место в XIII веке.

Защитник: Есть ли на территории городища камни. Ведь татары интенсивно обстреливали город из камнеметов?

Третьяков: Ни одного. 

Прокурор: А братские могилы погибших рязанцев на городище найдены?

Третьяков: Мы можем определенно говорить о двух так называемых братских могилах, раскопанных в 1977 и в 1979 гг. Первое на подоле у берега реки, второе в Фатьяновке на Соколиной Горе вблизи дома помещика Стерлигова. Оба захоронения сделаны зимой. Первое раскапывал мой однокурсник Олег Маланин, другое мой однокурсник Александр Петруцкий. Я прошу разрешения показать суду фотографии этих раскопов.
(Их демонстрируют на экране)

Третьяков: Как видите сами, количество погребенных невелико. Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 55 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6-10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребенка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. На черепах характерные сабельные следы на височных костях. Татары иногда отчитывались отрубленными ушами перед своим десятником. Своеобразная квитанция о количестве убитых врагов. В костях застряли наконечники стрел. Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. За исключением ремесленников и обращенных в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой (совсем не татарское оружие). Массовые казни происходили методично и хладнокровно: осужденных делили между сотниками, те же – поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. Можно добавить еще массовое захоронение черепов у развалин Спасского собора, изученное моими коллегами. Возможно, братские могилы имеются на Северном городище, но оно занято частными усадьбами и раскопки там сейчас невозможны. К тому же, в настоящее время раскопано только 8% всей площади города. Мы должны иметь в братских могилах примерно 7-8 тысяч убитых рязанцев, если верить тому, что население города составляло 10 000 человек, ну, и еще из окрестных сел могли добавиться беженцы. Скажу сразу, все погребенные без вещей, хотя скелеты носят следы насильственной смерти от холодного оружия. Но датировать скудельницы определенно 1237 годом мы не можем с полной уверенностью. Кстати, начальник экспедиции И.Ю.Стрикалов не считает их братскими могилами 1237 года. Слишком небольшое количество погребенных, и слишком большие расстояния между погребениями. Да и похоже похоронены они на церковных погостах родственниками. В Старой Рязани было несколько деревянных церквей, а при них кладбища. Это обнаружили раскопки последних 10 лет.

Прокурор: Но на городище найдено больше 22 кладов.

Третьяков: Да. Эти клады ювелирных, в основном женских украшений относятся к XIII веку, но сказать определенно, что они зарыты в декабре 1237 года, или в 1208 году, или позже этих дат мы с полной определенностью пока не можем.

Защитник: Встречены ли в процессе раскопок какие-нибудь монгольские вещи?

Прокурор: Вот-вот, так сказать, улики, вещдоки?

Третьяков: Да, ваша честь. Встречены монгольские стрелы. Они имеют характерную форму и отличаются от тех, которыми были вооружены русские дружинники. Да, их порой находят в процессе раскопок, но совсем не в том количестве, если предположить, что город штурмовали пять дней. За все время раскопок (более полувека) их найдено чуть больше 20. Все они лежат в фондах нашего музея (ФГБУК РИАМЗ). Но, хочу заметить, стрелы, которые описывает археолог А.Ф.Медведев, как монгольские, принадлежать могли не только им. Монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии. По статистике, как утверждает начальник экспедиции И.Ю.Стрикалов, на каждые найденные 20 стрел только две можно считать монгольскими. Так что и статистика не дает нам оснований считать события 1237 г. реально произошедшими. 

Прокурор: Кроме стрел, найдены ли ещё какие-либо вещи монгольского происхождения?

Третьяков: Да. Единственная находка своеобразная пайцза из зеленого камня-змеевика, очевидно утерянная владельцем. Найдена на мокром раскопе в 1997 году Она точно монгольская, но может быть отнесена к середине XIV века. Точнее сказать нельзя, так как это только половинка вещи. На найденной части уместилось слово «хан» и «Аллах», а вот имя хана и окончание привычной формулы мусульманина осталось на утраченной части. Поэтому и датируем мы её осторожно серединой XIV века. Ведь городище не прекратило существования после 1237 года. Оно еще 70 лет продолжало быть столицей княжества, а городская жизнь умирала в нем медленно, и в село оно превратилось окончательно лишь в XV веке. По договору обмена князя рязанского Олега с владыкой рязанским (1363 г.) Олег передавал епископу земли, от которых зависела стратегическая безопасность Старой Рязани. А это значит, что столица к этому времени была окончательно перенесена в Переяславль Рязанский. Повторюсь еще раз: доказательств уничтожения города именно монголами до сих пор найдено не было.

Прокурор: Ну, что ж. Доказательства налицо. Думаю, что иск мы выиграли.

Защитник: Я так совсем не думаю, а что скажет судья?

Судья: У меня есть еще несколько вопросов к свидетелю. Пожалуйста, поделитесь с нами последними данными, которые собрала по этому вопросу археология. Наши молодые зрители в зале все-таки хотят узнать, что думает на эту тему современная археологическая наука.

Третьяков: У исследователей древнерусских городов сейчас есть своеобразный индикатор, по которому они определяют пострадал город от нашествия в XIII веке, или нет. Таким маркером является производство стеклянных браслетов – любимого и дешевого украшения простых женщин и девушек. Так вот, в Старой Рязани, Суздале, Владимире, Козельске, Коломне производство стеклянных браслетов достигает своего пика в начале XIII в. и совсем исчезает во второй половине этого же века. В городах, которые от нашествия не пострадали, производство браслетов не прекращалось и даже максимально увеличилось во второй половине XIII века. К таким городам относятся Переяслав Залесский, Переяслав Рязанский, Ростов и некоторые другие города. В Переяславле Рязанском в указанное время мы наблюдаем расцвет городской жизни, резкое увеличение импорта амфор из Крыма, дорогой посуды из Алеппо. Эти данные получены в ходе последних раскопок на улице Соборной в 2015-2017 гг. А ведь в XIII веке это территория окраины Переяславля, где жили отнюдь не знатные люди, а жили они очень зажиточно. Ничего подобного в Старой Рязани во второй половине XIII в. мы не видим. Единственный обломок оружия явно восточного происхождения был найден при раскопках в Ярославле в 2006 году – это обломок сабли. Он был найден на братской могиле погибших защитников города. При исследовании её на спектральный анализ в Институте археологии РАН (научный центр Сколково) выяснилось, что обломок был сделан из тигельной стали. Не вдаваясь в особенности металла. Скажу, что сабли из такого металла делали с середины I тысячелетия только в Средней Азии и северо-западной Индии. Европейцам секрет производства такой стали был неизвестен и в XIII веке. Они смогли открыть этот секрет только в XVIII в. «Исследованная сабля в настоящее время является единственным образцом средневекового оружия из Восточной Европы, откованным из тигельной стали», - пояснил В.И.Завьялов, старший научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН. В то же время, ни одни из найденных останков воинов, погибших в XIII в. не подтвердили до сих пор монгольского генотипа. Наука может сейчас выделить формулу ДНК, даже из костей довольно долго пролежавших в земле.

Судья: А каково мнение ведущих историков по этой теме?

Третьяков: Мнения сильно расходятся. Количество монгольских войск вторжения, принимаемых в XIX в. за 500 тыс. человек, историком В.В.Каргаловым за 150 тыс. чел. к нашему времени сократилось до 30 тыс. человек. Но и эту цифру историки продолжают оспаривать. Л.Н.Гумилев ввел в отношения русских земель и Орды понятие симбиоз, первым отрицая привычный нам, по учебникам, термин «иго». Историк А.Бушков в своей книге Россия, которой не было вообще видит в трагедии 1237-1240 гг. обычную междоусобную войну между черниговскими, галицко-волынскими князьями и Юрием Всеволодовичем с одной стороны и Ярославом Всеволодовичем и его сыном Александром Невским с другой. Рязанские князья – боковая ветвь черниговской династии. Бушков отождествляет Ярослава с Чингизханом, а Александра Невского с Батыем. Критические взгляды на традиционную историю выражает и историк Л.Шильник. Всех интересующихся я адресую к его книгам Черные дыры российской истории и А был ли мальчик?

Судья: Ну, а сами вы, что думаете по данному вопросу?

Третьяков: Я думаю, прежде всего, не надо рубить с плеча. Мы и в недавней истории подчас не можем разобраться, а что уж говорить о событиях 800-летней давности. Пусть археологи по крупицам собирают информацию. Ведь и Старая Рязань раскопана за 150 лет только на 8%. И споры историков - это тоже замечательно. Только в спорах может родиться истина, в том числе историческая. Может быть, когда-нибудь наука приоткроет нам и эту тайну. 

Судья: Суд откладывается за недостатком улик до полного и окончательного выяснения всех обстоятельств дела.

Защитник: Позвольте мне еще пару слов, так сказать без протокола. Многие исследователи указывают, что в системе нарекания имени потомкам Рюриковичей сохранялся запрет на наречение ребёнка языческим именем в честь живого отца, то есть сын Ингвара мог получить имя «Ингвар» только в исключительном случае, если он был посмертным ребёнком, что делает его персону весьма сомнительной, и многие считают его своеобразным «династическим фантомом». «Этот персонаж - а назвать его лицом историческим едва ли возможно - может служить своеобразным воплощением целого клубка текстологических, историографических и литературоведческих ошибок, с которыми сталкивается исследователь, обращающийся к истории рязанского княжества в 30-е годы XIII века». Ваш истец не фигурирует ни в одном из известных летописных сводов. О месте его княжения - до событий 1237 г. и после них - в летописях не говорится. Не называются его дети. В родословиях рязанских князей XVI века такой князь отсутствует. Имя «Ингвар(ь)» упоминается в грамоте князя Олега Ивановича Рязанского (ок. 1371), при перечислении предков Олега, и речь идет, скорей всего, об его «отце» - Ингваре Игоревиче. 

Судья: Спасибо всем, присутствовавшим в зале суда за внимание и терпение. Приходите к нам еще. У нас впереди много увлекательных судебных процессов. В ближайшее время мы подробно рассмотрим проблемы: куда и с кем ходил Иван Сусанин, а также: судьба Жанны д Арк – героическая смерть на костре или счастливое замужество. Приходите к нам и приобщайтесь к тайнам истории.

(Сценарий сопровождается презентацией, чтобы создать для слушателей видовой ряд, который способствует более полному погружению в тему)


© Третьяков М.Ф. Стенограмма судебного процесса: Ингварь Ингваревич, князь Рязанский против хана Батыя с иском о средневековом геноциде и преступлениях против средневекового человечества (сожжение Старой Рязани в 21 декабря 1237 года). Разработка сценария мероприятия

©Третьяков М.Ф., методист ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»

Публикуется по решению методического объединения краеведческого отдела ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»


Список литературы:
  1. Медведев А.Ф. Татаро-монгольские наконечники стрел в Восточной Европе / Советская археология № 2 М., 1966
  2. Бушков А.А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997
  3. Бушков А.А. Россия, которой не было-2. Русская Атлантида- историческое расследование. М:, ОЛМА-ПРЕСС, 2000
  4. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история Руси. От Европы до Монголии. М.: Вече, 2001
  5. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь-Москва: Леан-Аграф, 1996
  6. Гумилев Л.Н. от Руси до России. М.: Экопрос, 1993
  7. Шильник Л.А. А был ли мальчик? Скептический анализ традиционной истории. М.: НЦ ЭНАС, 2006 
  8. Шильник Л.А. Черные дыры российской истории. М.: НЦ ЭНАС, 2007
  9. Повесть о разорении Рязани Батыем.
  10. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987
  11. Джиованни дель Плано Карпини. История Монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. Перевод А.И. Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. 
  12. Рашид Ад Дин Ф. Сборник летописей. Том I. Книга I М.-Л. Изд. Академии Наук, 1952

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.