Методическое сообщение на тему: «Эстрадное волнение и способы его преодоления»

Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна
Публичное выступление – это особая форма музыкальной деятельности, результат напряженного и творческого труда. Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, пробуждает исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию.
Волнение перед выступлением – так называемое эстрадное волнение – способно испортить публичное выступление, даже если оно представляет собой плод долгих и упорных репетиций.
Подготовка к концертному выступлению - необходимая часть воспитания ученика,т. к. результаты выступлений оказывают огромное влияние на егопсихику (успехи или неуспехи в учебе). Психологическое состояние ученика, выходящего на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой, а некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъема от общения с публикой. В этот момент эмоциональное возбуждение ученика достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения особого состояния души, особого чувства окрыленности, всего того, что принято называть вдохновением!
Таким образом, эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для 
успешного выступления на сцене. 
      Вот несколько советов, которые помогут ученику избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то собираться с силами, настраиваясь на выступление и играть на сцене все равно вам, а не другому человеку. Делясь своим волнением с окружающими, вы можете оказаться в еще более тяжелом положении, т.к. волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить.
Но существуют исполнители, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким исполнителям может помочь только сцена. Им необходимо как можно больше играть перед публикой. Чем больше исполнительский опыт, тем реже исполнитель страдает от сценического волнения.
Также можно посоветовать метод игры перед воображаемой аудиторией. Произведение проигрывается целиком с представлением, что музыкант играет перед комиссией или слушателями. Исполнение можно записать на диктофон. Полезно устраивать домашние концерты для родителей. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения на ученика. Научитесь "уходить” от мыслей о возможном провале иот людей, говорящих вам о нем. 
Полезная критика – это одно, а критицизм совсем иное. Даже случайное замечание друга о возможной неудаче может привести к катастрофе. Подобные разговоры лучше всего игнорировать. Будьте в музыке, живите в ней! 
С.Т.Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: «В эти минутыя забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя». То есть, необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как ты выглядишь, какое впечатление ты производишь на слушателей.
Нужно помнить, что эстрадное волнение – это нормально. Нужно лишь «приручить» его! Ведь даже самые опытные и зрелые музыканты признаются, что всегда испытывают волнение перед выходом на сцену.   . . А вот маленькие дети обычно не испытывают больших затруднений при выступлениях. Они охотно выступают, совершенно не смущаясь, и испытывают удовольствие от этого занятия. В чем же причина? Все просто – они не занимаются «самобичеванием» и относятся к выступлению просто. Так и нам, взрослым людям нужно почувствовать себя маленькими детьми и, сделав всё, чтобы снизить эффект эстрадного волнения, получать от выступления радость.  
Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения используем следующие дополнительные меры:
1) Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок.  Этому помогает игра с помехами. В домашних занятиях, например, предлагаем ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания.  Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой. 
На уроке помехой может послужить психотравмирующее слово-восклицание педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения программы. Ученик 
при этом не должен ошибиться. Кроме того, в качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.  
Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.
2) С целью повышения самооценки рекомендуется эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности. 
3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее. 
4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых номерах концерта.
5) Перед выходом на сцену для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив тёплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались Святослав Рихтер и Давид Ойстрах. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и дрожание рук. 
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций. 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.