Тренинг для педагогов «Развитие творческого потенциала»

Автор: Е.С. Растихина
ХОД:
Постановка проблемы:

Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли. Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог!
Главными понятиями нашей сегодняшней встречи являются творчество, креативность.

Что же такое творчество?
Ответ нам дают учёные.
Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Сегодня мы попробуем себя в различных, возможно для кого-то новых, ролях: художника, поэта и писателя и т.д.

Предварительная работа.
Анкета «Каков Ваш творческий потенциал» (см. прил. 1)

Психологическое вхождение. 

Инструкция. Участники встают в круг, первым говорит ведущий: "Здравствуйте, я… (имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние)". Группа отвечает: "Здравствуй, ... Сегодня ... вот такая (повторяют действия участника)". 

Чтобы наша встреча имела успех, нам нужны групповые правила:
Говорить «я», а не «мы» или «все»;
Слушать других, уважать мнение каждого;
Каждый отвечает за свое собственное обучение.
А какие правила вы хотели бы еще добавить?



Упражнение «Перекинь мяч» (5 минут).

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?


Предлагаю разделиться на 2-3 группы.

Упражнение «Аббревиатуры»

Все мы каждый день сталкиваемся с множеством аббревиатур – гибдд, мфц, мчс, дпс, может быть даже, нло…
Предлагаю, используя фантазию, по-новому расшифровать всем нам знакомые аббревиатуры:
1)    доу, икт, гто
2)    фгос, пмпк, триз
Используйте фантазию, чувство юмора… Итак, удачи.

Упражнение «Заполни середину». 
Сейчас мы попробуем себя в сочинительстве. Представьте, что вы нашли книгу, а в ней только первая и последняя страницы. Нам нужно соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».


Упражнение «Нарисуй» (работа с карточками, на которых нарисованы круги)
Цель: развитие творческого мышления.
Придумайте и нарисуйте на предложенных бланках с нарисованными кругами предметы, где круг – это часть какого-либо целого предмета. После окончания представьте свои творения!

Упражнение «Оживление» 

Цель: практическое освоение способов коллективного создания новых образов.

Инструкция: участникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посредством мимики и пантомимики, атрибутов известную репродукцию художника. Внимание акцентируется на том, что используемые средства выразительности должны быть настолько убедительными, чтобы другие узнали данное произведение.


  
Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):
• Утром настроение плохое, 
Глаз накрасить не могу никак…
• После смены я решила
Быстренько уйти домой…

Рефлексия.
В заключение нашей встречи, я хотела бы вам огласить результаты анкетирования. Ваши анкеты с результатами Вы получите индивидуально, а средний балл нашего коллектива – ___, что соответствует __________ уровню творческого потенциала.
А сейчас я прошу выразить ваше мнение о нашей встрече. Все возможные оценки представлены на экране. 

Сердечко – если вам понравилось сегодня абсолютно все. Палец вверх – если вы всем довольны, но были какие-то моменты, где вам было неуютно. Телефон – означает, что я всегда рада выслушать ваши замечания, советы, просьбы и просто всегда вам рада))
Спасибо за внимание!!!







Приложение 1
Анкета
Каков ваш творческий потенциал?
Выберите один из предложенных вариантов ответов.
за ответ "а" - 3 очка;
за ответ "б" - 1 очко;
за ответ "в" - 2 очка.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
Вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство;
Вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - слуховую память;
Вопрос 11 - зрительную память;
Вопрос 14 - ваше стремление быть независимым;
Вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться;
Вопрос 18 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик, Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.