Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – условие правильного звукопроизношения»

Автор: Киселёва Нина Николаевна.

Цель:
Повысить компетенции педагогов по формированию правильного произношения у дошкольников через использование артикуляционной гимнастики.

Задачи:
Систематизировать представления о проблеме произношения детей.

Познакомить педагогов с артикуляционными упражнениями.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, коллеги. Достаньте, пожалуйста, свои зеркальца и телефоны, улыбнитесь себе, глядя в зеркало, и зафиксируйте этот момент на телефон. 

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – условие правильного произношения»

Артикуляционная гимнастика необходима для укрепления речевого аппарата. По результатам обследования звукопроизношения детей в средней группе оказалось: ни один ребёнок не умеет выговаривать все звуки.Все педагоги отмечают, что в последние годы всё больше детей поступают в дошкольное учреждение с недоразвитием и задержкой развития, что современные дети говорят хуже, чем раньше. Даже в школе есть ученики, которые заменяют одни звуки другими или проглатывают трудные звуки, и это негативно влияет на успешность обучения в школе, особенно, на уроках русского языка. 

Вопрос для педагогов. Как вы думаете, почему так происходит?
(Открытый микрофон).

Вывод: Основные причины, влияющие на произношение: 
общее недоразвитие ребёнка, 
недоразвитие речевого аппарата: короткая уздечка, расщелины губы, челюсти, неправильный прикус, массивный или слишком узкий язык,
болезни некоторых органов, участвующих в произношении;
полная или частичная глухота, 
неправильное произношение окружающих людей и героев мультфильмов, 
невнимание окружающих, которые не помогают исправить произношение.
В звукопроизношении участвуют головной мозг, дыхательная система и артикуляционный аппарат.

Вопрос педагогам. Из чего он, аппарат, состоит?
Артикуляционный аппарат – это:
язык;
нёбный язычок;
губы;
зубы-резцы;
ротовая полость, ограниченная щёками;
нёбо;
надгортанник;
альвеолы-бугорки;
голосовые складки.
Любая гимнастика направлена на укрепление мышц путём их напряжения и расслабления. Она проводится дозировано. Длительность артикуляционной гимнастики – 5-7 минут подряд. Артикуляционные упражнения обязательно проводятся перед зеркалом.
Почти каждое упражнение начинается с улыбки для того, чтобы улучшить настроение и принять исходное положение рта. 
Улыбнуться можно с закрытым или открытым ртом. Поделитесь улыбками друг с другом и приготовьте зеркала и телефоны.
Переходим к практике. Предлагаю работать так: я показываю упражнение, вы его выполняете и фиксируете на телефон. 

Подготовительные упражнения к произношению звука «Л».
«Дразнилка». (Дразнить себя «Бееее»).
«Блинчик». «Язык отдыхает». (Широкий язык лежит на нижней губе).
«Месим тесто». (Шлёпать по широкому язычку (пя) и кусать егопопеременно).
«Поймай мышку». (Открыть рот, закрывая, прикусить кончик языка).
«Порежем колбаску». (Прикусывание языка, высовывая и убирая его).
«Сердитый язычок». (Выталкивание верхних зубов).
«Злюка» или «Раскуси орех».(Надавливание языком на зубы).
Подготовительные упражнения к произношению звуков «С» и «Ш».
«Леденец», «Грибок». (Присосать язык к нёбу).
«Лошадка цокает». (С приоткрытым ртом, с растянутыми в улыбке губами). 
«Гармошка». (Присосать язык к нёбу и открывать-закрывать рот).
«Качели». (Движение языка вверх-вниз перед губами, также между губами и зубами).

Подготовительные упражнения к произношению звука «Р».
«Индюк».(Болтать высунутым языком «Блллл»).
«Лошадь фыркает». (Дуть на расслабленные губы).
«Машина заводится, машина едет». (Поднять язык вверх, подуть на язык, подражая голосом звуку мотора. Можно помогатьвибрации языка, двигая пальцем или палочкой под поднятым языком).
«Трактор заводится, едет». «Тррр» (Поднять язык, сильно на него подуть)
«Барабанщик». («Дддд» -постучать языком в альвеолы).

Подготовительные упражнения к произношению звука «Ш».
«Вкусное варенье». (Облизать верхнюю, затем нижнюю губу, облизать губы по кругу).
«Кот лакает молоко» (Подражая коту, высовывать и убирать язык).
«Чашечка» (Высунуть язык и поднять кончик языка в форме чашечки). 

Подготовительные упражнения к произношению звука «с».
«Кошечка изгибает спинку». (Упереть языкв нижние зубы).
«Пароход гудит». (Произносить низким голосом звук «ЫЫЫЫЫЫЫ»).

Подготовительные упражнения на подвижность нижней челюсти. 
«Окошечко». (Жарко – открыть рот, холодно – закрыть).
«Бегемот» и «Обезьянка». (На зевке открыть рот,зафиксировать положение рта на 5-7 секунд и сомкнуть губы). 
Атеперь попрошу вас, коллеги, разделиться на три группы.

Из предложенных на карточках упражнений выберите:
1 группа - упражнения на дыхание; 
2 группа - на подвижность языка; 
3 группа- на подвижность губ.

Упражнения на подвижность губ.
«Лягушка», «Улыбка». (Улыбнулись – тянуть губы к ушам, в исходное положение – отдохнули).
«Заборчик». «Собака и щенок». (Показать сомкнутые зубы, скалиться, потом закрыть рот).
«Слоник пьёт». (Вытянуть губы, со звуком втянуть воздух).
«Хоботок», «Дудочка». (Вытянуть закрытые губы.Или спеть «Ду-ду-ду»).
«Поцелуй». (Вытянуть губы).
«Самолёт». (Звук «У» протянуть).

Подготовительные упражнения на дыхание.
«Бочка». «Молчанка». (Надуть щёки.Кто дольше промолчит). 
«Полоскание рта». (Направлять струю воздуха в 3 позиции: в правую щеку, в левую, вперёд).
«Шарик». (Надуть щёки, задержать дыхание, сдуть воздух медленно).
«Плюх». (Надуть щёки, одновременно ударить по щекам пальцами илиладошками). «Мяч в ворота». (Вытолкнуть широкий язык между зубами.Дуть на него, не надувая щёки).

Подготовительные упражнения на подвижность языка.
«Орешки», «Конфета за щекой». (Язык упереть в щёку, перекатывать).
«Чистим зубы». (Двигать языком между губами и зубами и внутри рта по зубам).
«Посчитаем зубки». (Вверху и внизу трогать зубы языком).
«Часики». (Языкомдвигать из стороны в сторону).
«Маляр». (Двигать языком по нёбу).
«Помадой красим губки». «Оближи губки по кругу».
«Считаем до 10». (10 раз коснуться верхней губы).
«Змея», «Иголочка». (Узкий язычок вытянуть вперёд и задержать).
«Чей язык длиннее»(Язычок вытянуть вперёд и задержать в таком положении).

Предлагаю проверить, как справились с заданием. Покажите карточки с названиями упражнений. (Каждый педагог в группе показывает карточку и называет упражнения).

Запомните эти упражнения и, если хотите отдохнуть от детского шума, используйте упражнения в свободные минуты с детьми. Детям они очень нравятся. Подробное описание можно найти в сети интернет.

Пролистайте ваши фотографии и покажите их в парах друг другу. Прошу вас выбрать лучшие фото для альбома.
Заканчиваямастер-класс, хотелось бы вас, коллеги, кое о чём спросить… 

Какие у вас возникливопросы? Какая часть мастер-класса больше понравилась или что не понравилось? Что нового узнали? Будете ли использовать упражнения в работе с детьми? Какое упражнение оказалось самым трудным или самым лёгким для вас? Какие артикуляционные упражнения вы используете? Что бы вы хотели пожелать коллегам?Как бы вы построили мастер-класс? В каком ещё мастер-классе вы хотели бы участвовать? Дайте общую оценку. 

Желаю успехов в вашей работе по звукопроизношению, и спасибо за внимание.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.