Работа над звуком в произведении кантиленного характера

Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна

(Фридерик Шопен прелюдия op.28№4)
Цель урокаФормирование у ученика навыков кантиленой игры.

Задачи урока:

Образовательные:
  •  Сформировать навыки певучей игры;
  •  Научить анализировать значение средств музыкальной выразительности;
  • Проведение анализа музыкального произведения.

Развивающие:
  • Расширить кругозор;
  • Раскрыть художественный замысел композитора;
  • Развить слуховой контроль в произведении с различными элементами музыкальной ткани.

Воспитательные:
  • Привить любовь к  исполняемой музыке;
  • Воспитывать чувство меры и вкуса при эмоционально-художественном раскрытии образа.

Методысловесный, практический показ, наглядный.

Ожидаемые результаты:
  1. Умение правильно анализировать произведение;
  2. Свободное владение штрихами и динамическими оттенками.

План урока:
1) Теоретическая часть урока;
2) Практическая часть урока.

Ход урока:
  • Организационный момент;
  • Сообщение темы и постановка задач.
Сегодня мы будим работать над звуком в прелюдии Ф.Шопена ми минор.

Теоретическая часть
«Музыка по природе своей – это искусство звука, поэтому забота о звуке должна являться первоочередной задачей» (Я.И.Мильштейн).

Преподаватель: Скажи,… где родился композитор?

Ученица: В  Польше.

Преподаватель: Да, Фридерик Шопен великий польский композитор. Шопеном написано 25 прелюдий для фортепиано. Понятие прелюдийности сложилось в музыке задолго до Шопена, еще в эпоху позднего Возрождения. название « прелюдия» происходит от латинского «praeludo»- предварительная игра. В эпоху барроко прелюдия представляла собой импровизационное вступление к основной пьесе. И только в эпоху романтизма прелюдия становится самостоятельным жанром фортепианной миниатюры. Прелюдии Шопена открыли новую главу в истории прелюдий, возведя их на уровень художественно и формально независимых композиций. 24 Прелюдии Шопена представляют собой наиболее характерные элементы творчества Шопена. В них много лиризма, беспокойства, виртуозности и личной трагедии - борьбы со смертельной болезнью.

Практическая часть

Ученица: Играет прелюдию.

Преподаватель: Молодец. Но работа над звуком у нас будет продолжаться на каждом уроке.  По какому принципу построена прелюдия?

Ученица:  По принципу хроматической гаммы.

Преподаватель: Правильно. Проанализируем  мелодию.

Ученица: (Ученица играет мелодию) Мелодия правой руки статичная, «плачущие» малые секунды создают атмосферу печали и скорби.

Преподаватель:  Верно. Мелодия имеет ведущее значение, в ней заложена основная мысль прелюдии, от исполнения которой зависит весь успех произведения. Одно из  условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые как бы переступают, мягко погружаясь в клавиши «до дна». Какой темп прелюдии и основной штрих?

Ученица: Темп медленный, штрих легато.

Преподаватель: Что нужно знать, чтобы добиться хорошего легато?

Ученица: Уметь слушать себя, дослушивать до конца каждый звук, чтобы при переходе одного звука в другой не было толчков, погружаться в клавиши медленно, а не ударять по ним, не извлекать каждый звук в отдельности, а стараться объединять их в одну большую фразу.

Преподаватель: Как нужно добиться легато в аккордах левой руки?

Ученица: Нужно играть как можно близко к клавишам, как бы «приклеиться к ним».

Преподаватель:
Верно. Попробуй теперь исполнить партию левой руки хорошим легато.
(Ученица играет)
Проанализируем партию левой руки. По какому принципу построена партия левой руки?

Ученица: Нисходящее движение аккордов так же построено по принципу хроматических ходов.

Преподаватель:  Правильно.  Гармонизация постоянно меняет свою окраску, но довольно долго находится в состоянии неразрешенности, что создает ощущение огромного внутреннего напряжения. Басы в левой руке мерные, ровные, лишенные какой либо ритмической экспрессивности. Большое значение имеет динамика - изменение звучания от piano вначале до forte в 17 такте (кульминация произведения). (Преподаватель играет отрывок) Ровные восьмые в медленном темпе вызывают ассоциацию с медленно идущим временем (ход маятника часов), повторяющие аккорды в аккомпанементе придают времени «застылость», хроматически спускающие голоса «рисуют» утекание энергии, жизненных сил, задержания в гармонии и форшлаги в мелодии звучат как надрывные всхлипы. В тактах 9,12,16-17-18слышны «речитативы» - возгласы отчаяния.(Преподаватель играет указанные такты) Перед двумя последними тактами время вовсе останавливается. Конец прелюдии - три последних «сухих» аккорда, словно последнее «Аминь» над могилой.
Сыграй, пожалуйста, всю прелюдию и попытайся передать звуком и динамикой характер произведения, все заложенные в ней чувства и переживания. Постарайся не смешивать звучание мелодической линии с басом, что является основным принципом исполнения кантилены. Для этого  полезно играть  мелодию на октаву выше. Попробуй так поработать дома. ( Ученица исполняет все произведение)

Оценивание: Молодец, ты сегодня хорошо работала на уроке, была внимательна и старалась передать музыкальный образ произведения.

Домашнее задание:  Продолжить работу над  звуком, динамикой и характером произведения.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.