Работа над звуком в произведении кантиленного характера
Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна
(Фридерик Шопен прелюдия op.28№4)
Цель урока: Формирование у ученика навыков кантиленой игры.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать навыки певучей игры;
- Научить анализировать значение средств музыкальной выразительности;
- Проведение анализа музыкального произведения.
Развивающие:
- Расширить кругозор;
- Раскрыть художественный замысел композитора;
- Развить слуховой контроль в произведении с различными элементами музыкальной ткани.
Воспитательные:
- Привить любовь к исполняемой музыке;
- Воспитывать чувство меры и вкуса при эмоционально-художественном раскрытии образа.
Методы: словесный, практический показ, наглядный.
Ожидаемые результаты:
- Умение правильно анализировать произведение;
- Свободное владение штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
1) Теоретическая часть урока;
2) Практическая часть урока.
Ход урока:
- Организационный момент;
- Сообщение темы и постановка задач.
Сегодня мы будим работать над звуком в прелюдии Ф.Шопена ми минор.
Теоретическая часть
«Музыка по природе своей – это искусство звука, поэтому забота о звуке должна являться первоочередной задачей» (Я.И.Мильштейн).
Преподаватель: Скажи,… где родился композитор?
Ученица: В Польше.
Преподаватель: Да, Фридерик Шопен великий польский композитор. Шопеном написано 25 прелюдий для фортепиано. Понятие прелюдийности сложилось в музыке задолго до Шопена, еще в эпоху позднего Возрождения. название « прелюдия» происходит от латинского «praeludo»- предварительная игра. В эпоху барроко прелюдия представляла собой импровизационное вступление к основной пьесе. И только в эпоху романтизма прелюдия становится самостоятельным жанром фортепианной миниатюры. Прелюдии Шопена открыли новую главу в истории прелюдий, возведя их на уровень художественно и формально независимых композиций. 24 Прелюдии Шопена представляют собой наиболее характерные элементы творчества Шопена. В них много лиризма, беспокойства, виртуозности и личной трагедии - борьбы со смертельной болезнью.
Практическая часть
Ученица: Играет прелюдию.
Преподаватель: Молодец. Но работа над звуком у нас будет продолжаться на каждом уроке. По какому принципу построена прелюдия?
Ученица: По принципу хроматической гаммы.
Преподаватель: Правильно. Проанализируем мелодию.
Ученица: (Ученица играет мелодию) Мелодия правой руки статичная, «плачущие» малые секунды создают атмосферу печали и скорби.
Преподаватель: Верно. Мелодия имеет ведущее значение, в ней заложена основная мысль прелюдии, от исполнения которой зависит весь успех произведения. Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые как бы переступают, мягко погружаясь в клавиши «до дна». Какой темп прелюдии и основной штрих?
Ученица: Темп медленный, штрих легато.
Преподаватель: Что нужно знать, чтобы добиться хорошего легато?
Ученица: Уметь слушать себя, дослушивать до конца каждый звук, чтобы при переходе одного звука в другой не было толчков, погружаться в клавиши медленно, а не ударять по ним, не извлекать каждый звук в отдельности, а стараться объединять их в одну большую фразу.
Преподаватель: Как нужно добиться легато в аккордах левой руки?
Ученица: Нужно играть как можно близко к клавишам, как бы «приклеиться к ним».
Преподаватель:
Верно. Попробуй теперь исполнить партию левой руки хорошим легато.
(Ученица играет)
Проанализируем партию левой руки. По какому принципу построена партия левой руки?
Ученица: Нисходящее движение аккордов так же построено по принципу хроматических ходов.
Преподаватель: Правильно. Гармонизация постоянно меняет свою окраску, но довольно долго находится в состоянии неразрешенности, что создает ощущение огромного внутреннего напряжения. Басы в левой руке мерные, ровные, лишенные какой либо ритмической экспрессивности. Большое значение имеет динамика - изменение звучания от piano вначале до forte в 17 такте (кульминация произведения). (Преподаватель играет отрывок) Ровные восьмые в медленном темпе вызывают ассоциацию с медленно идущим временем (ход маятника часов), повторяющие аккорды в аккомпанементе придают времени «застылость», хроматически спускающие голоса «рисуют» утекание энергии, жизненных сил, задержания в гармонии и форшлаги в мелодии звучат как надрывные всхлипы. В тактах 9,12,16-17-18слышны «речитативы» - возгласы отчаяния.(Преподаватель играет указанные такты) Перед двумя последними тактами время вовсе останавливается. Конец прелюдии - три последних «сухих» аккорда, словно последнее «Аминь» над могилой.
Сыграй, пожалуйста, всю прелюдию и попытайся передать звуком и динамикой характер произведения, все заложенные в ней чувства и переживания. Постарайся не смешивать звучание мелодической линии с басом, что является основным принципом исполнения кантилены. Для этого полезно играть мелодию на октаву выше. Попробуй так поработать дома. ( Ученица исполняет все произведение)
Оценивание: Молодец, ты сегодня хорошо работала на уроке, была внимательна и старалась передать музыкальный образ произведения.
Домашнее задание: Продолжить работу над звуком, динамикой и характером произведения.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.