Командообразование - как педагогическая технология современного образовательного учреждения

Автор: Руководитель ансамбля танца «Каблучок»
Назаренко Ольга Александровна 

Методическая разработка и сценарий праздника – посвящение первоклассников в ансамбль танца «Каблучок».
Наш девиз: «Мы одна команда – мы один ансамбль – это мы «Каблучок».

Цель и задачи создания команды.  

Уже более двадцати лет я возглавляю отделение хореографии  и работаю преподавателем хореографических дисциплин в  «МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска».   
В 2009 году был создан ансамбль танца «Каблучок», появились свои традиции, праздники и одним из первых праздник – посвящение  в ансамбль: «Посвящение первоклассников в ансамбль танца «Каблучок».

Цель: эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства: сплотить коллектив, пробудить и укрепить любовь к хореографическому искусству, создать общий положительный эмоциональный настрой в коллективе.

Задачи:
  1. Организация содержательного и доступного образования и досуга детей.
  2. Расширение кругозора учащихся в области танцевального и музыкального искусства.
  3. Создание условий для воспитания художественного вкуса.
  4. Дать учащимися определенный  уровень знаний по основным танцевальным направлениям.
  5. Научить применять  на практике разновидности танцевальных движений, навыков и умений.
  6. Формировать у учащихся определенные свойства личности и черт характера: умение показать себя  на сцене, умение установить контакт с публикой, проявлять творческую фантазию.
  7. Быть уверенным  в  себе, раскрытие внутреннего потенциала у учащихся,  уметь направлять волнение в нужное русло. 

Определение необходимых функциональных и командных ролей.

Создавая  сценарий  праздника,  и  подбирая  материал мне пришлось привлечь выпускников отделения, родителей учащихся у каждого появились свои роли и обязанности.


У каждого участника праздника есть две роли: функциональная и командная. Функциональная роль относятся к моим должностным обязанностям  и охватывает мои навыки и умения, знания и опыт. 

Командная роль отражает способ, с помощью которого мы выполняем свою работу. Командная роль также определяется нашими врожденными и приобретенными личными качествами. Роль конкретного участника определяется его вкладом в работу команды и взаимоотношениями между участниками команды. 

Функциональная роль полностью относится ко мне, как преподавателю – это организация праздника, подбор материала, проведение торжественной части праздника (клятва первоклассника), подбор игровой части и призов, сладкий стол.  Я  являюсь  организатором  и координатором праздника.  В ходе проведения  мне  помогали  выпускники  отделения – Орешкина Вероника и Колотова Марина – они же и стали  генераторами многих идей, которые до сих пор используются при проведении многих других праздников в нашем коллективе, вместе мы стали  командой и наши командные роли распределялись конкретным вкладом в ходе проведения, у каждого появились свои обязанности (кто за что отвечает). В ходе игровой программы праздника учащиеся поделились на две команды и функциональная роль досталась Веронике и Марине, как капитанам команд. Игроками и исполнителями стали родители и учащиеся хореографического отделения и участники ансамбля танца «Каблучок».

Процесс овладения командной ролью зависит от индивидуальных способностей учащихся от самого человека, и от команды (группы учащихся) когда им навязывают ролевое поведение, зависящее от полученного задания.

Методика создания сценария праздника-посвящения в ансамбль.

Из каких частей состоит сценарий? Условно говоря, сценарий можно разбить на четыре смысловые части: торжественное поздравление первоклассников и принятие их в ансамбль, пройденные испытания, игровая часть и сладкий стол.
Используемые методы и приемы при проведении праздника:
  1.  словесный, наглядный - (это показ элементов и движений  педагогом, пояснения и напоминания по ходу их исполнения, перестроения по залу в ходе проведения и т. д.) 
  2.  метод  мотивации - (это выделение перспективы для каждого участника  команды, поощрение учащихся за проявление фантазии и смекалки, словесное и предметное стимулирование) 
  3.  методы театрализации и импровизации: игровые методы – (это  умение применять на практике определенные навыки, умение работать в команде)
  4. Сплочение команды (приемы игры и упражнения)
Для того чтобы сплотить наш ансамбль, а особенно первоклассников и в вести их в коллектив и был придуман этот праздник с  помощью игр и конкурсов, которые являются составной частью любого мероприятия. Интересные игры помогают детям раскрепоститься,   вовлекают их  в общий процесс: и новичков, и выпускников и даже родителей, и самых скромных и застенчивых учащихся, которые обычно отсиживаются в сторонке. 
При подборе игры следует учитывать следующие условия:
- цель игры (чего я хочу достичь);
- тема танцевально-развлекательной программы (сложность и доступность исполнения для каждого участника или команды);
- размеры и интерьер помещения,  возраст каждого участника игры;
- чередование и  последовательность  игр и конкурсов  (учитывать физическое и эмоциональное состояние участников);
Выбор игры зависит от возраста, физического развития, кругозора участников. Роль принадлежит ведущему-педагогу, который должен правильно  объяснить и организовать игру,  вовлечь  в игровое действие  всех членов команды: в программу праздника включаются разные игры: танцевальные,  музыкальные,  игры с предметами,  викторины и т.д.

Организация работы в команде:ключевые факторы успеха.

Для того чтобы действовать сплоченно и  продуктивно, члены команды должны уметь следующее:

1 - организация и координация работы:
· организовать работу по выполнению командой  данного им задания;
· координировать работу членов всей команды;
· обеспечивать взаимодействие с другими членами команды, участвующих в мероприятии;

2- организация работы в команде включает:
· Мотивацию деятельности  на достижение результата от всех членов команды, независимо от условий предлагаемых заданий;
· Расстановку и распределение  обязанностей  между членами команды;
· Обеспечение условий, средств, материалов и ресурсов, необходимых для выполнения предложенного задания.

В данном  конкретном случае особую значимость и авторитетность приобретает деятельность руководителя (лидера) команды.

 Задачами руководителя является:
· установление и поддержание доброжелательной спокойной рабочей атмосферы в команде;
· получение достаточных подтверждений того, что члены команды правильно поняли задание и готовы к  его качественному выполнению;
· формирование стремления к самостоятельной работе в доброжелательной обстановке  взаимодействия с другими участниками  команды и  без постоянного обращения к руководителю по вопросам, которые могут быть решены самостоятельно;
· формирование повышенной активности и ответственности при возникновении непредвиденных обстоятельствах;
Хороший руководитель - это тот руководитель, при котором команда работает в нормальных условиях самостоятельно и ответственно. Главная задача руководителя - поиск, организация и обеспечение возможностей нормального функционирования и развития команды в перспективе.

Работа над проектом (выбор методов принятия решений).

Решения:
- замысел проекта, его предназначение (сплочение всех учащихся хореографического отделения в ансамбль)
- о важности проекта для коллектива и организации, на базе которой проходит мероприятие (для набора учащихся, о статусе ДШИ г.Багратионовска)
- о конечном результате проекта ( закончить обучение и стать выпускником и получить свидетельство об образовании)
- о технической осуществимости проекта (использование новых технологий и технических средств)
- об ограничениях проекта (учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся, место и время проведения, технику безопасности при проведении игр  и ряд других)

Реализация проекта командными методами.

В ходе проведения праздника-посвящения, который проводится уже в течение десяти лет появились свои традиции: праздник проводится в конце декабря -  накануне Нового года, учащиеся готовятся к нему, ждут его проведения, у каждого появляются свои обязанности и распределение ролей:
  • Каждый участник ансамбля обязан направить свои силы, знания и возможности на достижение поставленных перед ним целей при подготовке праздника. 
  • Каждый учащийся, член команды обязан свободно высказывать свои мысли по возникшим проблемам, которые связывают его с руководителем. 
  • Никто из участников команды  не должен ставить свою активность в зависимость по отношению группы, к его рекомендациям.  Более того, каждый член команды должен быть готов подчиниться решению большинства, даже если это решение противоречит его собственным идеям.
  • Каждый учащийся, член команды обязан относиться к другим ее участникам как к равноправным партнерам. Он должен объективно анализировать их идеи и высказывать по ним свою точку зрения.
  • Проявлять терпимость и взаимное уважение друг к другу для успешной работы в команде.
  • В целях повышения эффективности сотрудничества каждый член команды должен стараться установить хорошие деловые отношения с остальными участниками команды.
Преимущества командной работы:
  • возможное решение задач, которые не под силу одному человеку.
  • учитываются интересы всех сторон.
  • уменьшается риск принятия ошибочного решения  - к работе команды вполне применима известная пословица: «Одна голова хорошо, а две — лучше».
  • Работа в команде усиливает готовность и способность учащихся всех классов к сотрудничеству.
  • Команда предоставляет каждому учащемуся,  и целому коллективу возможность максимального раскрытия творческого потенциала и его практической реализации.
  • Для учащихся командная работа позволяет всесторонне использовать способности, знания и  умения приобретенные в ходе учебы в ДШИ. 

Сценарий праздника «Посвящение в ансамбль танца «Каблучок» - 26.12. 2018г.

ВЕД. Дорогие первоклассники и родители, совсем недавно вас принимали в первый класс на празднике, когда вы пришли к нам учиться, а  сегодня для вас  наступил торжественный момент: учащиеся  хореографического отделения  ДШИ г. Багратионовска  принимают вас в свой ансамбль – ансамбль танца «Каблучок», чтобы вы стали полноправными членами нашего коллектива.  Вот уже позади две четверти вашей учебы: вы многое узнали, изучили и сегодня вам придется доказать и показать чему вы научились, но по старой доброй традиции вы для начала должны  произнести слова клятвы:  вы готовы?
( построится в линию – произносится клятва)

МЫ, …, неуклюжие и незнающие, путающие правую ногу с левой и вообще ноги с руками, торжественно клянемся:
1. Говорить категорическое «НЕТ» всем соблазнам, стоящим на пути к вершинам мастерства! КЛЯНЕТЕСЬ! 
2. Привести в дружный хоровод свои мысли, желанья и возможности и связать их единой лентой любви и преданности к музыке и движению! КЛЯНЕТЕСЬ!
3. Не пропускать занятия без уважительных причин,  приходить раньше всех всегда пританцовывая! КЛЯНЕТЕСЬ!
4. Быть опрятными и прилежными, не плакать на растяжке и не хныкать без мам, улыбаться во время всех занятий! КЛЯНЕТЕСЬ!
5.Здесь жить будем дружно, умело, красиво, чтобы нами гордилась наша Россия! КЛЯНЕТЕСЬ!
6. Ценить и уважать преподавателей, старшие классы, и его величество танец, являться  на занятия в соответствующей форме! КЛЯНЕТЕСЬ!
7. Постичь все тайны хореографической науки, пропитаться командным духом и остаться пропитанным до конца учёбы, бережно относиться к имуществу нашего храма искусства, держать в чистоте все его помещения протирать балетки до дыр, отжимать форму после занятий, а туфли и сапоги проветривать! КЛЯНЕТЕСЬ!
8. Считать школу своим вторым домом, учеников братьями и сестрами, а преподавателей своими вторыми родителями! КЛЯНЕТЕСЬ!

Да обрушится на нас гнев богов, если вы нарушите  данную клятву!

Добро пожаловать в царство танца!

ВЕД: Молодцы! Вы так ловко справились с клятвой, что я уверена - самые большие трудности вас не испугают, и вы будете стремиться к вершинам мастерства. Но впереди есть ещё одно маленькое задание. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:
1. Почему вы хотите  учиться танцевать?
2. Какими качествами должен обладать танцор ?
3. На кого вы хотите быть похожи?
4. Какие правила техники  безопасности во время занятий вы должны соблюдать?
Спасибо. Теперь я точно знаю, что вы справитесь со всеми трудностями, которые встречаются в нелёгком труде танцора.

 Посвящаю вас в танцоры! (посвящает волшебной палочкой) С этой минуты вы являетесь частью нашего большого коллектива, а имя ему (вопрос к первоклассникам) – «КАБЛУЧОК!» (хором).

ВЕД: Чтобы танцором настоящим быть должны мы обряд посвященья совершить!
1 испытание: Сейчас мы проверим, насколько вы ритмичны. Вам  нужно повторить за участником музыкальный ритм, прохлопав  его в ладоши или протопать ногами (выполняют задания).
 И отгадать, как  называется – первый  аксессуар танцора (гимнастический купальник).
2 испытание: проверим и оценим, насколько юные танцоры артистичны. Вы должны показать с помощью эмоций состояние радости, грусти, удивления, страха  (выполняют задания по детским песням, передать свое настроение).

 И отгадать, как называется – второй аксессуар танцора, (танцевальная  юбка)
3 испытание: Сейчас мы проверим, насколько вы знаете детские танцы и умеете  их танцевать. Звучат фрагменты детских танцев «Танец маленьких утят», «Буратино», «Танец кукол».
И отгадать, как называется этот  аксессуар танцора -  (танцевальная обувь (балетки).
4 испытание: А сейчас мы проверим насколько вы ловкие и быстрые. Проводится музыкальная игра «Музыкальный стульчик…» (игра)
И отгадать, как называется этот аксессуар  юного танцора – (сеточка на волосы).
Вот мы с вами и составили наш рабочий костюм (купальник, юбка, балетки и сеточка) в которой вы должны приходить и носить с собой на все занятия.
А теперь мы посмотрим, кто из вас быстрее справится с танцевальным костюмом:

Для первоклассников: Собрать костюмы на вешалку: блузки, юбки….
И вот с этой минуты вы являетесь полноправными участниками ансамбля танца «Каблучок» (выпускники вручают  памятные значки – храните их).

Вед: Молодцы! С первым испытанием вы справились. А теперь разделимся на две команды, где вас ждут следующие испытания. Капитанами команд становятся В. Орешкина и М. Колотова.

--------- ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА: Вопросы?
«Фруктовый» танец матросов (Яблочко)
Главный танец карнавала в Рио-де-Жанейро (Самба)
Леткина половинка (Енка)
Танец, характерной особенностью которого является ритмичная ударная работа ног (Степ, или чечетка)
Кубинский танец, получивший также широкое распространение в странах Латинской Америки (Ча-ча-ча)
Пляска после горилки (Гопак)
Кавказский танец (Лезгинка)
Популярный греческий танец (Сиртаки)
Знаменитый испанский танец (Фламенко)
Первый танец Наташи Ростовой (Вальс)
Танец с высоким вскидыванием ног (Канкан)
Аргентинский парный танец, отличающийся энергичным и четким ритмом (Танго)
Русская пояска под топот (Трепак)
Каким танцем можно натереть до блеска пол? (Твист)
Какой танец разучивает главный герой фильма «Стиляги»? (Буги-вуги)

Вед:  А теперь посмотрим как вы умеете слушать музыку
-------   угадай мелодию?  (для каждой команды включить по две мелодии)

ВЕД:  Как известно, когда мы выходим на сцену - нужно что делать? – улыбаться! Да! Вот мы и проверим;
------- пантомима:   раздать  задание  командам   (только одно но!  Задание нужно  сделать  с улыбкой;   задание  выполняет один человек  остальные  – группа поддержки)

Задания: съесть лимон; показать тающее мороженное и др.

ВЕД: Следующий конкурс для старших учащихся и выпускников:
( по 2-3 участника; начать с простых выстукиваний и в конце должна получиться дробь, каждый следующий участник усложняет выстукивание и запоминает)
------- повторить дробь (в конце  повторить всем вместе).
------ «Кенгуру» -   одна команда показывает загаданное слово – жестами, мимикой, танцевальными движениями, а другая команда должна угадать.

Пока команды учащихся готовятся к конкурсам – играем с другими в музыкальный стульчик.
-------- Все танцуют, музыка то и дело останавливается и ведущий дает какое-либо задание, например:
приветствуем друг друга, кричим «Привет»!
подпрыгиваем, кто выше!
хлопаем в ладоши!
размахиваем руками!
Кружимся, как снежинки!
кричим: «С Новым годом!» и др.

ВЕД:  На нашем празднике присутствуют ваши родители и для них мы  тоже приготовили задание -  интеллектуальные игры:
  1. Вставить пропущенные буквы:  -а- - т (балет), т- н-ц (танец), -о- - в –д (хоровод), с- - п (степ), м- -ы-а (музыка) и др.
  2. Составить как можно больше слов из одного  словосочетания: «белорусский танец», «украинский танец», «ирландский танец».

В конце праздника танцуем общий танец «Танец утят» и сладкий стол.

Вед: Поздравляю вас всех с Новым Годом! Желаю всем успехов в учебе, работе, хорошего настроения, крепкого здоровья. До новых встреч!

Поделиться с друзьями:

Комментарии 1

Serg от 4 августа 2020 10:16
Спасибо, за интересную методику обучения.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.