Конспект занятия в подготовительной группе посвящённый снятию блокады Ленинграда

Автор: Родионова Галина Анатольевна
Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу; Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

Задачи:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественная литература». «Музыкальное развитие».

Взаимодействие с родителями:
-стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Войне»

Оборудование: Мультимедия,аудиозаписи, свеча «Памяти»Карта-схема «блокадного кольца».   

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен,рассматривание иллюстраций, Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).Работа с родителями.

Ход занятия:

2слайд  Последний день без войны
«Июнь. Россия. Воскресенье.
 Рассвет в объятьях тишины.
 Осталось хрупкое мгновенье
 До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
 Смерть поведёт парад-алле,
 И навсегда погаснет солнце
 Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
 Страна на грани: быть не быть…
 И это жуткое мгновенье
 Нам никогда не позабыть…   (Д.Попов)

Вос-ль: Воскресенье 22 июня 1941 года  выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг…
голос Левитана объявляет о начале войны 3  - 5 слайд

- 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города.Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Вой воздушных сирен, непрекращающиеся бомбежки. Свистящие пули, раненые, умершие людей, недавно мечтавших о счастье. Искаженные от ужаса лица. Грохот орудий. Все это война.
Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты, ониразрушали города и сёла, убивал мирных жителей.Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками. Ребята как называется песня?

Ответы детей:Правильно это песня называется «Священная война»

звучит песня «Священная война» 6 слайд
Наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом.
Одним из самых трудных испытаний для нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны была блокада Ленинграда, которая началась  8 сентября 1941г.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. По этому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

Враг подступал к городу.  На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики  В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт..

Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон.  Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».  Но город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты.

7 слайд

Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?

Ответы детей:
Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда. Ребята как вы понимаете слово «блокада»?

Ответы детей:
Над городом сомкнулось кольцо блокады. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.
В город нельзя было подвозить продукты.

 Страна как помогала Ленинграду. С Большой земли в блокадный город доставляли продукты и топливо.

 Ребята кто знает, как это делали? (ответы детей)

8-11 слайд

На Ладожском озере оставалась узкая полоска воды, по которой на баржах доставляли продукты в осажденный город. К осени Ладога замерзла и эта единственная ниточка, оборвалась. 
Тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу.22 ноября 1941 года на тонкий лед Ладожского озера вышли первые грузовики с мукой. Эту дорогу называли «Дорога жизни».Как вы думаете, почему?  (Ответы детей)До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.
Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. По этой трассе доставляли продукты в город, а из города вывозили раненых, женщин, детей и доставляли оружие на фронт.Но Дорога жизни не могла накормить всех. От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек.

12 слайд Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия.Хлеб выдавали по карточкам. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба.С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. (показать размеры блокадной нормы хлеба).Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.
– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?

Ответы детей.
Люди голодали и умирали от голода
   В городе не было ни топлива, ни электричества, транспорт не ходил, замерзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на набережную Невы, делать там прорубь и набирать воду и все это под обстрелами. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в плохо отапливаемых домах, комнаты отапливали печками-буржуйками сжигая в них мебель и книги, жили с наглухо завешенными окнами, потому что стекла были выбиты взрывами, почти в полной темноте.

13 слайд
900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода,три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем ленинградцывыстояли, и чем могли помогали фронту.
Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы: люди умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест. Стояли насмерть бойцы.
 

 

Звук метронома
- Во время блокады города на домах были размещены 1500 громкоговорителей для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью. А когда не было радиопередач и бомбежки, по радио раздавался стук метронома. Медленный - все спокойно. 
Быстрый ритм - «воздушная тревога».

Звук «воздушная тревога»

 ДЕТИ:
1 Люди Ленинграда
«Люди Ленинграда, 
 Жертвы злой войны.
 Хваткою блокады 
 На смерть обречены! 
 Хлеба не хватало 
 Так же, как тепла. 
 Сколько бомб упало, 
 Разрушило дома. 
 Люди не сдавались! 
 Из последних сил 
 С бедами сражались, 
 Враг их не сломил!»        
(Авчинников Александр)

2 Какого цвета.....?
 Какого цвета беда?
 Какого цвета война?
 Какого цвета холод?
 Какого цвета голод?
 Какого цвета блокада?
 Какого цвета круги ада?
 Никакой палитры не надо,
 Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте

14-15 Слайд 

Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.

 Посмотрим на эти игрушки. Их принесли в Петербургский “Музей кукол” жители города, которые в годы блокады были такие же маленькие как вы.

Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени.
Этот мишка спас девочку от болезни. Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.
А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером

   Эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады в осаждённом Ленинграде.

16-20 Слайд 
Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел. В которых они бы не участвовали. Дети помогали взрослым тушить пожары, заливать зажигательные бомбы. Это было важно, так как в городе крыши домов были деревянные и легко загорались.
В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

21- 22Слайд
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами,  более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда»

23 Слайд
На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб 
Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда
На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».

Мальчишкам и девчонкам Ленинграда

 «Мальчишки и девчонки Ленинграда,
 Война у вас детство украла.
 Лишила родных и близких. 
 Мы вам поклонимся низко.
 Вы повзрослели так рано. 
 Работали ночью и днём.
 За ваши душевные раны
 Низкий наш поклон.
 Голод, и холод вас сковывал,
 Пронзала жгучая боль.
 Игрушки отброшены в сторону,
 А цель лишь одна - фронт!
 Спасибо, спасибо, ребята,
 За вашу отвагу и труд.
 И эта скорбная дата
 Запомнится всем вокруг.»

Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. 18 января 1943 советские войска прорвали блокадное кольцо, а 24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого 27 января была полностью снята блокада.В городе к этому времени остались в живых в 5 раз меньше, чем в начале блокады.

24 слайд 
Городу Ленинграду
 «Голод и холод.
 Война и разруха.
 Сильный был город, 
 Не падал он духом!
 Дыхание смерти было повсюду,
 Но выжили, выжили люди!
 Блокадный паёк, 
 Стакан кипятка.
 Вот жизни глоток,
 Потом темнота.
 А город прорвался!
 А город воскрес!
 А город стоит!
 Никуда не исчез!»  

Голос Ю.Левитана о прорыве блокады
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой».
Сегодня мы скажем слова благодарности тем, кто защищал наш город.

ДЕТИ:   

 Люди Ленинграда, вы - герои!
Люди Ленинграда,  вы - герои!
 Подвиг ваш бесценен на века!
 Пусть не будет больше горя.
 Никогда, никогда, никогда!
 Память о блокаде Ленинграда
 С трепетом в сердце храним.
 За мужество, силу, отвагу
 Ленинградцам спасибо говорим!» 

 Никто не забыт и ничто не забыто
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.     
(А. Шамарин)

Наша беседа подошла к концу вы внимательно слушали рассказ, сегодня вы еще больше узнали о блокаде Ленинграда
Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?

Ответы детей (дети передают свечу памяти друг другу)Выполняют рисунки на тему «Блокадный Ленинград»

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.