Конспект открытого НОД познавательно – экспериментальной деятельности детей в старшей группе на тему: Лаборатория дошкольника (определение свойств бумаги)

Авторы: Шмелева Мария Владимировна, Новикова Светлана Анатольевна

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, посредством опытов и экспериментов с бумагой.  Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи: 

Образовательные: актуализировать знания детей о свойствах и видах бумаги. Сформулировать у детей потребность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Расширять знания детей о бумаге через обследование предмета.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Продолжать совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук.   Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать развивать умение  последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:Конверт с письмом, карточки с буквами и номерами   на обороте, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, использование ИКТ (мнемотаблицы).

Раздаточный материал: многофункциональные  карточки - таблицы, маркеры, бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

Методические приемы: игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

ХОД НОД

I. Начало  НОД

1. Организационный момент (детям предложено на ковре построиться в круг)

Вос-ль: Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Восп-ль: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.

Ребята, сегодня рано утром, в нашей группе я нашла запечатанный конверт, на нем ничего не написано, от кого же оно? Давайте его распечатаем, может внутри кроется разгадка. Внутри письмо, интересно от кого?

«Дорогие ребята! Мы хотим пригласить Вас в Бумажное путешествие. А кто мы догадайтесь сами.  Вы узнаете наши имена, если правильно разложите буквы, в соответствии с их порядковым номером. Удачи Вам, ребята. Все будет бумажно!»

Дети раскладывают буквы в соответствии с порядковым номером. 
- Ребята, что же получилось? (Ответы детей)
-Кто это? Как зовут этих героев? (Ответы детей)
- Действительно, это Аристотель и Тюк-Тюк! Они жители бумажной страны, так вот почему нас пригласили в бумажное путешествие. На чем же мы отправимся в бумажную страну. Ребята, а давайте отправимся в путешествие на бумажных самолетиках, которые накануне сделали сами. (Дети берут с полочки свои самолетики и под музыку кружатся на ковре изображая полет). Вот мы прилетели. Аристотель и Тюк-Тюк приготовили для нас настоящую лабораторию для проведения опытов.
-Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни?Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
-Для чего же она нужна? (Ответы детей)
- Вспомните, где применяется бумага?    (Ответы детей)                                                                                                                                             
- Как вы считаете, всегда ли у человека была бумага?    (Ответы детей)                             

Восп-ль: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?   (Ответы детей)  
- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Восп-ль:Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно и сделаем. (слайд)
«Путешествие на бумажную фабрику»
«Изготовление бумаги»

Восп-ль:В настоящее время бумагу производят на целлюлозно-бумажных заводах  (слайд)
Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд).
Бревна привозят на завод (слайд).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд).

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд).
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд)

Восп-ль:Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд)
Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд)
 -А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга              Бумажный стул
Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
Бумажная обувь             Бумажное пальто
Бумажная газета         Бумажная тетрадь
альбом, салфетка, деньги.
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Восп-ль:Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.
А прочная ли бумага? Мы проверим.

Восп-ль:- Ой, ребята, посмотрите, на доске появилась цифра и значок -схема. Какая это цифра? Что означает эта схема? - ответы детей. 

№1 схема «Бумага мнется»

Восп-ль:-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете,  почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Вывод: таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +, - полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.(+,-)

№2, схема «Рваная бумага».
 Опыт №2 "Бумага рвется"
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся,   заносим наши данные в таблицу.
Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .

№3,   схема «Ножницы».
Опыт 3 "Бумага режется"
-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод:  картон толще,   чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)

Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.

№4, схема «капля воды».
Опыт 4 "Бумага намокает"

Восп-ль:Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)

№5,   схема «растительное масло».
Опыт №5, "Бумага впитывает масло"

Восп-ль:Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
-Дети: бумага впитывает масло.
-Куда поставим значок?  Какой сделаем вывод?
Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

№6, схема физминутка
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на  щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком  утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги,
Для журнала, книги, и тетради.

№7, схема «нота».
Опыт №7 "Бумага издает звук" 

Восп-ль:-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.(+)

№8, схема «ветер».
Опыт №8 "Бумага летает" 
Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? 

Дыхательная гимнастика.
Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.(-)

№9, схема спички перечеркнуто.
Опыт №9 "Бумага горит "

Восп-ль:- Как вы думаете, что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.
-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.
-А это - очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому,  какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

№10, схема с сюрпризом (творческий этап).
Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем для Аристотеля и Тюк – Тюка подарки.   Предлагаю превратить листы бумаги в поделку (оригами).
Рефлексия.
Отношение детей к деятельности.

Восп-ль:-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований - опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
1.Бумага мнется.
2. Бумага рвется.
3. Бумага можно резать.
4. Бумага намокает.
5. Бумага впитывает масло.
6. При смятии бумага издает звук.
7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
8. Летает.
9. Бумага горит.
10. Из бумаги можно делать поделки.

Восп-ль:- Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои самолетики и полетели…(Дети кружатся под музыку на ковре, изображая полет). Вот мы и вернулись в свою группу.

Самоанализ.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в групповой комнате в первой половине дня, с детьми подготовительной группы. При организации деятельности, были соблюдены  санитарно – гигиенические требования: группа проветрена, мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с требованиям безопасности, в достаточном количестве. Проводилось экспериментирование с бумагой, спланировано в соответствии с перспективным планом, связано с предыдущими занятиями и опирается на них, является итоговым, завершающим занятием. Занятие  состояло из этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

При написании конспекта мы, прежде всего, учитывали особенности развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попытались установить благоприятный  психологический настрой у всех участников.  С целью активизации познавательного интереса подобрали персонажей, любимых детьми. В  начале занятия использовали приемы, позволяющие вызвать у детей заинтересованность, таким образом,  дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей.   Дальнейшее развитие образовательного процесса строили, как увлекательную проблемно-игровую деятельность, такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия. На данном этапе занятия активизировалась речевая деятельность детей. Побуждая детей к активности, мы так же обращали внимание на особенности речевого развития. Чаще давали возможность высказываться детям нерешительным и стеснительным, а также тем, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавали ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации. В ходе расшифровывания карточек и действий по словесной инструкции, нами было выявлено, что дети справляются с заданиями. В процессе закрепления опытов о бумаге, нами была предложена схема "Свойства Бумаги". Максимально учитывала интересы и способности детей, меняли задания. Оказывали помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

В занятие была включена динамическая пауза, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. В ходе неё ребята имели возможность свободно перемещаться в пространстве. Дети данной группы эмоциональны, подвижны, поэтому потребовалось дополнительное время для организации их в дальнейшую работу. Реализуя задачу по развитию логического мышления, детям были предложены загадки. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.

Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

В ходе реализации экспериментальной деятельности в старшей группе, дети познакомились с практической работой в лаборатории и всегда с оживлением реагируют на подобные занятия. Ребятам было предложено исследовать и изучить бумагу и картон: мять, рвать, резать и т.д... По итогам исследований заносили данные в таблицу о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы. Используя наблюдение, практические методы ребята закрепили и систематизировали знания о свойствах бумаги.

Считаем, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Мы  считаем, что выбранная нами форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старались быть для детей партнерами, помощниками, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старались строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждали детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряли индивидуальные достижения детей.

Таким образом, результаты  проведённой нами работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- уровень развития познавательной активности, исследовательские умения и навыки детей (видят и определяют проблему, принимают и ставят цель, решают проблему, анализируют объект, выдвигают гипотезы, делают выводы);
- речевое развитие (обогатился словарный запас различными терминами, умеют грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, следят за логикой своего высказывания);
- личностные характеристики (проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).

На основании проведённой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода - детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников   познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.