Проект на тему: «Русская народная культура»

Проект на тему: «Русская народная культура»
для детей средней группы
Автор проекта:
 воспитатель
Вицина Валентина Владимировна

Актуальность проекта:
В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Проблема:
В группе на занятии по развитию речи мы читали сказку «Золотое веретенце». Беседуя по сказке воспитатель рассказывала детям о том, как раньше шили одежду с помощью прялки и веретена, что этим в старину занимались наши бабушки, что раньше всё было совсем по - другому. У детей возникло множество вопросов: «Что такое веретенце»? «Как раньше жили наши бабушки и дедушки?» «Что такое старина?»Именно эти вопросы и создали проблему, которую мы постараемся решить.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта:  месяц

Участники проекта: родители, бабушки, дедушки и дети средней группы № 4, воспитатели

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:
  • Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
  • Развивающие:  Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Ожидаемый результат
  • Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
  • Расширить  представление народном искусстве;
  • Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
  • Воспитывать  интерес фольклору, разучить детские  частушки, потешки.
  • Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры
  • По окончанию проекта провести с родителями развлечение-посиделки «У самовара»

Организация проекта.
1 этап (подготовительный):
Определение темы (проблемы проекта);
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; 
Составление плана-схемы проекта; 
Обсуждение проекта с родителями;
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Цель: вызвать интерес детей к теме проекта.

Задачи дальнейшей работы: 
  1. Познакомитьдетей с устройством «русской избы»
  2. Познакомит с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значениями.
  3. Закрепить знания о русском народном костюме.
  4. Расширять словарный запас: изба, горница, ухват, ушат, половик, веретено, прялка, половик, рушник, самовар.
  5. Развивать знания о русском фольклоре: частушки, потешки
  6. Узнать о семейных традициях и ценностях бабушек и дедушек.
  7. Создание мини-музея «Старины»

2 этап:
Изучение литературы (список литературы прилагается)
Сбор, анализ и систематизация информации:
  • Опрос детей: «Что я знаю о своих бабушках/прабабушках, дедушках/прадедушках?»; 
  • Консультация родителей по теме: «Воспитание детей на традициях народной культуры»;
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Подготовка методического материала.

Распределение ролей между участниками:
  • Родители, бабушки и дедушки разучивали с детьми частушки, попевки и заклички, участвовали в создании мини – музея, участвовали вмастер классе « В гостях у бабушки»,  участвовали в посиделках «У самовара»
  • Дети - активные участники проекта.
  • Воспитатели – авторы проекта, организаторы образовательной деятельности с детьми.

Составление развернутого плана.
Организация развивающей среды:
  • Оформление картотеки пословиц, загадок, стихов, песен, хороводных игр
  • Подборка художественной литературы по теме проекта,
  • Оформление фотоальбома «Русская изба»,
  • Выставка работ «Славянские узоры на рубашке», «Матрешка»
  • Коллекция калачей вылепленных детьми из соленого теста
  • Создание дидактических игр «Что спрятано в сундуке». «Семья»
  • Создание мини-музея «Старины»

3 этап (основной):
Работа с детьми:

Реализация основных мероприятий.

Игровая деятельность:
  • Строительные игры «Русская изба»
  • Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка». 
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Едем в гости к бабушке»
  • Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Что спрятано в сундуке»

Познавательная деятельность:
  • Опрос детей «Что я знаю о своей семье»-познавательная деятельность
Цель: Выявитьчто дети знают о своем геологическом древе.
  • Чтение художественной литературы по теме: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золотое веретёнце»
  • Знакомство с работой столяра, плотника
  • Слушание русских потешек, закличек, народных песенок
  • Разучивание хороводных игр

Коммуникативная деятельность:
  • Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина»
  • Посещение мини-музея «Старины».Беседа.
  • Создание альбома «Русская изба». 
  • Беседа на тему «Русская народная игрушка». 
  • Разучивание стихов, песен русской народной  тематики.
  • Пальчиковые игры и упражнения «Репка»,  «Семья», 
  • Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди»

Продуктивная деятельность:
  • Аппликация «Русские узоры на сарафане»
  • Аппликация «Русские узоры на матрешке»
  • Конструирование «Мебель для трех медведей»
  • Лепка из пластилина «Матрешка»
  • Лепка из пластилина«Миски для трех медведей»
  • Лепка из солёного теста «Куличики»
  • Рисование «Славянские узоры на рубашке»
  • Рисование «Узоры на предметах быта»

Музыкальная деятельность:
  • Музыкальное развитие. Разучивание песни «Во поле береза стояла»
  • Чаепитие: «У самовара»
  • Хороводные игры «Заплетись плетень», «Ручеёк»
  • Разучивание частушек

Работа с родителями:
 Консультация: «Воспитание детей на традициях народной культуры»
Цель: приобщить детей к русской народной культуре.
Создание мини-музея «Старины»
Совместная деятельность родителей с детьми 
Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о профессиях бабушек, дедушек.
Практикум для родителей: «В гостях у бабушки» ( лепка куличиков из соленого теста)
Разучивание потешек, частушек, пословиц и поговорок русской народной тематики

Воспитатель – родители
1.Беседа: «Семейные традиции»
Цель: выяснить, какие существовалитрадиций в семьях бабушек и дедушек дошкольников.
2. Участие в чаепитии.
3.Создание мини-музея «Старины»

Совместная деятельность родителей с детьми: 
1.Праздник-чаепитие«У самовара» 
  • Русские народные игры для родителей и детей
  • Хороводы для родителей и детей
  • Награждение родителей памятными грамотами за участие в жизни детского сада
2.Анализ полученных результатов

4 этап
Итог работы:
  • Создание мини-музея «Старины»
  • Организация выставки работ «Матрешка», «Славянские узоры»
  • Оформление  альбома «Русская изба»
  • Оформление альбома «Русская народная игрушка»
  • Проведение музыкального развлечения чаепитие «У самовара»

5 этап
Анализ достижения целей и полученных результатов.
Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:
  • У детей сформирован  образ о жизни прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек, показаны её ценности.
  • Расширены представления детей о своих прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек (их родословная, где и кем работали и т.д.), о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
  • Расширены знания о предметах быта
  • Расширены знания об устройстве «Русской избы»
  • Расширены знания о народном костюме.
  • Расширены представления о русском фольклоре.
  • Создана развивающая среда: подобранны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр, созданы иллюстрированные и фото альбомы. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
  • Подобранна художественная литература на тему «Русская народная культура».
  • Музыкальное сопровождение на тему «Русская народная культура».
  • Проведены совместные мероприятия.
  • Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. 

Мы считаем, что поставленная проблема решена,цель и задачи работы над проектом достигнуты. В дальнейшем мы планируем продолжать работу с детьми по теме русская народная культура.

Список литературы:
1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников.   Учебно-методическое пособие. Изд.: Центр пед.обр., 2004.                                   
2. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005. 
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
5. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников  Издательство: Мозаика-Синтез 2002.
6. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»:   -М.: Линка- Пресс, 2007.
7. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999.
8. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985
9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
10. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.