Теоретическое обоснование методической разработки по организации образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с родным поселком

Автор: Елькина Елена Георгиевна

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. После анализа учебных пособий по психологии Немова Р.С., Рубинштейн С. Л., Дубровиной И.В. мы пришли к выводам, что наиболее важными достижениями психического развития детей старшего дошкольного возраста, являются достаточно высокие показатели в уровне умственного развития, которые включают расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В период старшего дошкольного возраста формируется определенный объем знаний и навыков, успешно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, благодаря которым можно мотивировать ребенка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать. 

Дети рассматриваемого возраста уже умеют согласовывать собственные действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, соотнося свои действия с общественными нормами поведения. В тоже время собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Также мы пришли к выводам, что для детей старшего дошкольного возраста самым успешным и продуктивным видом деятельности является игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте.

Рассмотрим особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Итак, Лагутина А. О писала, что термин «общее недоразвитие речи» применяется к патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики.

В учебном пособии под общей редакцией Т. В. Волосовец отмечено, что общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Р. Е. Левина собрала информацию о многообразии речевого недоразвития и свела это разнообразие к трем уровням, каждый из которых характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, которые задерживают формирование речевых компонентов. По мнению Р. Е. Левиной под «общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам».Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Общее недоразвитие речи первого уровня характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов, образованных самими детьми и непонятных для окружающих, сопровождаемых невербальными средствами общения, жестами.

Второй уровень описывается как зачатки общеупотребительной речи, во время которого речевые возможности детей возрастают. Дети с ОНР второго уровня общаются как с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, так и с помощью довольно устойчивых, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

Третий уровень Р.Е. Левина характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма.

Развитием речи в группах с ОНР занимаются специально подготовленные педагогические работники с профильным образованием: логопед и воспитатель, в том числе на занятиях - как общеобразовательных, так и специальных логопедических. Обучение дошкольников с ОНР в специализированной группе позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе.

Лагутина А. О. писала, что специально организованные в ДОУ занятия имеют несомненную пользу, однако в них имеются и недостатки (практически работают только активные дети; используется школьная форма обучения; удельный вес собственной речи ребенка невелик - большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей). Воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Лагутина А. О.  подчеркивала, что воспитателю необходимо помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. Заметив ошибку, воспитатель, прежде чем исправлять ее, должен подумать: сможет ли ребенок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова? На занятиях это происходит успешнее - вне их обстановка не всегда благоприятна: когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. При исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Начало формы

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в комплексной логопедической поддержке, однако также важно прививать и патриотические чувства детям старшего дошкольного возраста для дальнейшего их благополучного вхождения в общественную жизнь. 
Особенности работы с детьми с ОНР заключаются в необходимости учитывать:
        - психофизические особенности детей с ОНР;
- поведенческую активность;
- особенности формирования игровой и учебной деятельности;
- импульсивность, сниженный уровень самоконтроля;
- наличие общей тревожности;
-наличие у некоторых детей состояния эмоциональной напряженности (как правило, ситуативной).

Также важно учитывать тот факт, что развитие речи должно осуществляться на знакомом материале: дети лучше занимаются, если у них развита наблюдательность к окружающему миру, если они задают много вопросов родителям и воспитателям, проявляют любознательность.

Окружающий мир ребенка связан с тем местом, где он живет и именно поэтому вместе с общим развитием ребенка важно формировать в нем патриотические чувства, любовь к своей малой родине.

В настоящее время можно констатировать наличие большого числа разнонаправленных мнений по вопросам определения сущности патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания целей, задач, принципов, содержания, форм и методов патриотического воспитания, а также недостаточную системность и четкость государственной политики в этой сфере.

Термин «Патриотизм» происходит от греческих patriots – соотечественник, patris – родина, отечество и определяется как любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. 

В Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «патриот» трактуется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Словарь современного русского языка под редакцией Прохорова А.М.  трактует значение слова патриот как человека, любящего свое отечество, преданного своему народу, готового на жертвы и совершающего подвиги во имя своей родины.

Педагогический энциклопедический словарь под редакцией Бим-Бад Б.М.  характеризует патриотизм как научную категорию, понимая под ним нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

В наиболее общем виде сущность патриотизма, по мнению В.И. Лутовинова, может быть выражена в следующих ключевых емких, простых и взаимосвязанных формулировках: «Патриотизм – это любовь, возвышенная и преданная к своему Отечеству. Патриотизм – это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность, прежде всего, духовной связи с ним. Патриотизм — это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках».

Е.И. Демидова, В.К. Криворученко отмечали, что патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем, патриотизм проявляется и в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека.

Патриотизм представляет собой многоаспектную социокультурную ценность, в основе которой находится естественное чувство любви и привязанности к своей Родине, побуждающее к активным действиям на пользу своему Отечеству, формирующее стремление быть ему полезным и охватывающее все стороны культуры личности и общества в целом, а также нацеленное на урегулирование общественной жизни и сплачивание российского поликультурного социума в единое целое.

Целью патриотического воспитания, согласно Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», являются формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели может осуществляется через решение следующего комплекса задач:
- утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
- создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Как мы видим, руководство Российской Федерации заинтересовано в формировании патриотического сознания детей и молодежи, выдвигает комплексные задачи по развитию патриотического воспитания. Образовательные и развивающие составляющие патриотического воспитания должны решаться в различных социальных институтах, таких как детский сад, школа, детские образовательные учреждения дополнительного образования детей, оздоровительные лагеря и площадки, а также учреждения социо – культурной деятельности. 

Важно понимать, что в дошкольном образовательном учреждении формирование патриотизма должно иметь свою специфику и должна включать комплексный подход к воспитанию у детей любви к Родине. Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования патриотических чувств к родному краю, так как дети отличаются высокой восприимчивостью и легкой обучаемостью. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте должно строиться на чувстве привязанности и защищенности, и должно начинаться с самых близких для ребенка объектов: дома, детского сада, основываться на воспитании ответственности, аккуратности, трудолюбии, бережном отношении к природе и к окружающему.

Основными направлениями воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста становятся:
- формирование гражданско-патриотического отношения к государству (государственно-патриотическое воспитание, ориентированное на национальные интересы патриотизма, чувство долга);
-  формирование отношения к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности – гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности);
-  формирование отношения к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности);
-  формирование отношения к своей собственной личности как уникальной ценности и в то же время части общества, нации, государства.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. При совместной работе с ними можно использовать  такие формыработы как:  анкетирование родителей; поддержание групповых традиций и посещение родителями этих традиционных мероприятий; индивидуальные консультации и беседы; круглый стол для родителей «Как воспитать патриота и гражданина»; тематические фотовыставки  «Мой любимый край», «Самое красивое место в нашем поселке»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»; совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций);  совместное создание взросло-детских проектов; оформление информационного стенда: «О подвигах наших предков»; родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»); оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»; «Встреча с интересными людьми».

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. В рассматриваемый период ведущим видом деятельности является игра, а, следовательно, именно через нее можно эффективно развивать те или иные качества, например, патриотизм и любовь к Родине.

Патриотическое воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста, однако, сформировать патриотизм как качество личности в данном возрасте невозможно, в силу возрастных особенностей дошкольников.  Работа по патриотическому воспитанию строится на основе чувства привязанности и защищенности. Базой для воспитания патриотизма является работа по нравственному воспитанию: развитие таких качеств как ответственность, аккуратность, гуманность, трудолюбие, бережное отношение к вещам.

Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного поселка, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным поселком, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Итак, считаю, что для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели патриотические взгляды своих родителей. Целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая   позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей в современных условиях - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства воспитания детей. Для успешного взаимодействия ДОУ с родителями необходим новый взгляд на семью, системный подход в организации взаимодействия ДОУ с семьей; умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Используемая литература
  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.
  2. Бузарова Е.А. Психолого-педагогические особенности   детей старшего дошкольного возраста// Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – № 6. – 17-21.
  3. Демидова Е.И., Криворученко В.К. Патриотизм в своей идее неизменен // «Знание. Понимание. Умение». 2008. №6
  4. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
  5. Дубровина И.В. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки. -2001. - №4. – С. 5-14. 
  6. Константинов С.А. История, концепции и технологии воспитания патриотизма и готовности к защите отечества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 112. 2009. С. 29-36.
  7. Лагутина А. О. работе воспитателя в группе для детей с ОНР// Дошкольное воспитание, 2006, №11, с. 76-80
  8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с
  9. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. 2006. №5.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.